Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия против «Газпрома»

Белоруссия против «Газпрома»

Белоруссия открещивается от долга за российский газ

В Минске считают, что должны оплачивать поставки голубого топлива по цене вдвое ниже контрактной. Газовые отношения Москвы и Минска, в последние годы довольно мирные, похоже, входят в стадию обострения.
 
Глава Минэнерго РФ Александр Новак сообщил на днях, что с начала года союзная республика задолжала «Газпрому» более 125 млн долларов и эта цифра растёт с каждым днём. Однако его белорусский коллега Владимир Потупчик считает иначе. «Никакого долга нет, мы платим в соответствии с межправительственным соглашением», – заявил он. По его словам, стороны по-разному трактуют это соглашение: Белоруссия настаивает на рыночных равнодоходных ценах, тогда как Россия уверена, что должна действовать «цена Ямала» (сейчас базой для расчёта служит стоимость газа в одном из основных добывающих регионов – Ямало-Ненецком автономном округе). «Сегодня рыночная равнодоходная цена, по нашим расчётам, составляет 73 доллара за тысячу кубометров», – сказал Потупчик. Контрактная цена – 142 доллара.
 
Минск более полугода ведёт с Москвой переговоры о снижении цены. Основной аргумент – Россия должна была ещё к 2015 году перейти на равнодоходные с экспортом цены на газ. Теперь, когда цены «Газпрома» в Европе резко упали, на стоимости топлива для Белоруссии это почти не отразилось. На самом деле она немного снизилась, в основном за счёт девальвации рубля, но основная составляющая тарифа (транспортировка и хранение) зафиксирована в долларах. Зампред компании Валерий Голубев в апреле подчёркивал, что Белоруссия пять лет назад сама отказалась от привязки газовой цены к стоимости нефтепродуктовой корзины. «Сегодня белорусские коллеги говорят: хотим по-другому, но надо быть последовательными», – говорил он.
 
В начале мая компания «Газпром трансгаз Беларусь» (белорусская «дочка» монополии) подала иски к местным газораспределительным компаниям, поскольку они с 1 января недоплачивают за газ по сравнению с контрактной ценой. Подобное уже происходило в 2010 году, но тогда «Газпром» отреагировал резким снижением поставок. В ответ Минск грозился перекрыть транзит в Европу. В итоге стороны сошлись на том, что белорусы возвращают долг, а «Газпром» соглашается на значительное повышение платы за транзит.
 
Иван КАПИТОНОВ, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС:
 
– Белоруссия решила действовать, основываясь на украинском опыте. Минск надеется, что условия договоров с ним будут пересмотрены, настанет время существенных скидок, а предыдущие долги с учётом нашего геостратегического партнёрства будут списаны. Но сейчас «Газпром» вряд ли пойдёт на уступки. По европейскому направлению уже достигнут предел по нижней планке цены, газ отдаётся фактически по себестоимости. Если снижать цену дополнительно и прощать долги, «Газпром» будет торговать себе в убыток.
 
Константин СИМОНОВ, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности:
 
– Белоруссия поступает достаточно нагло. У вас есть заключённый контракт, вы поставили под ним свою подпись, потом вы говорите: «Можно скидку?». Вам говорят: «Нельзя». Тем более вы и так получаете газ достаточно дёшево. Вы говорите: «Ну ладно, тогда я буду платить так, как сам посчитаю нужным». Это лукашенковский фокус, когда он берёт и платит столько, сколько он считает возможным. То есть вместо контракта мы имеем дело с Лукашенко, который сам придумывает цену.
 
Игорь ЮШКОВ, эксперт в области энергетики:
 
– Белорусы хотят дополнительной скидки, считая себя приоритетным покупателем. Сейчас идёт торг. Белоруссия в качестве своего рычага давления говорит, что рассчитывает стоимость по-другому. В Минске сейчас пытаются показать тот рубеж, на который они согласны. «Газпром» пойдёт в итоге на уступки. Вопрос в том, какой размер скидки будет. Где-то около 100 долларов будет новая стоимость.
 
Автор: Виктория Назарова
 
Источник: Наша версия, 17.05.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики