Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иран после снятия санкций готовится стать крупным экспортером газа

Иран после снятия санкций готовится стать крупным экспортером газа

Страна уже завершила строительство трубопровода для поставок сырья в Ирак

Иран завершил строительство газопровода в Ирак, сообщает иранское информагентство Shana со ссылкой на директора по планированию Iranian Gas Engineering and Development Company (занимается строительством и обслуживанием газотранспортной инфраструктуры) Хасана Монтазера Торбати. Компания передала трубопровод оператору, страна готова к экспорту. Сообщалось, что поставки иранского газа в Ирак могут составить сначала 1,4 млрд куб. м в год, затем вырастут до 9 млрд куб. м газа. Мощность трубопровода – 13 млрд куб. м.

В прошлом году производство газа в Иране превысило 178 млрд куб. м. Добыча на крупнейшем нефтегазовом месторождении Южный Парс выросла до 132 млрд куб. м, в 2016 г. ее планируется увеличить еще на 55 млрд куб. м за счет ввода пяти новых очередей, сообщает Shana. К 2019 г. мощности для добычи на Южном Парсе вырастут с нынешних 260 млрд куб. м в год примерно до 390 млрд куб. м, пишет агентство.

В планах Ирана на ближайшие 10 лет проекты для транзита газа общей стоимостью $55,8 млрд, включая несколько газопроводов, позволяющих экспортировать топливо в разных направлениях, подсчитал эксперт Natural Gas Europe по иранскому энергетическому сектору Далга Хатиноглу. Сейчас Иран экспортирует около 9,7 млрд куб. м в Турцию, кроме того, есть контракты на поставки в Ирак, Пакистан и Оман примерно на 100 млн куб. м газа в день. Огромные природные ресурсы (на Иран приходится 18% мировых запасов газа, 34 трлн куб. м) и большие мощности для импорта, экспорта, своповых поставок и транзита могут стать основой для создания энергетического хаба, считает управляющий директор National Iranian Tanker Company (NITC) Али-Акбар Сафаи.

Нефть для Европы

Национальная иранская танкерная компания (NITC) намерена возобновить поставки нефти в Европу, сказал официальный представитель компании в порту Бендер-Аббаса, передает ТАСС со ссылкой на Shana. По его словам, после снятия санкций с Ирана NITC отгружала нефть только на африканские и азиатские рынки. В ближайшее время первые танкеры отправятся в Европу.

В 2015 г. Иран и Турция вели переговоры о поставках иранского газа через Турцию в Европу, но Иран не устроила цена и непрямая схема поставок, отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. После трех раундов переговоры свернули, добавляет эксперт. Если иранский газ и будет конкурировать с российским, то только в виде СПГ, который рано или поздно придет в Европу, говорит Крутихин.

«Иран уже несколько лет кряду обещает вот-вот начать поставки газа в Ирак. На деле же пока никаких прорывов, даже с таким скромным по размерам проектом», – говорит заместитель директора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. В прошлом году Иран сократил поставки в Турцию на 12%, говорит он, и значительно увеличить поставки не просто – мешают политические трения между странами, регулярные споры по цене, вопросы к безопасности поставок, так как газопровод из Ирана идет в Турцию через районы с нестабильной ситуацией. «В этом году никакой позитивной динамики для иранского экспорта в Турцию, даже несмотря на проблемы в отношениях Анкары и Москвы и явной заинтересованности президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана увеличить закупки газа из других источников», – уверен Гривач. Сейчас крупным поставщиком газа в Турцию является «Газпром»: поставки в 2015 г. в эту страну составили 27 млрд куб. м газа, говорится в отчете компании по РСБУ.

В ближайшие 2–3 года рост экспорта из Ирана на «Газпроме»не отразится, но это не повод строить новые экспортные газопроводы из России, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. К 2020 г. в Европу придет газ из Азербайджана, с месторождений Средиземного моря, СПГ с новых заводов США и Ирана. По данным Хатиноглу, в Иране к 2019 г. планируется запустить СПГ-завод мощностью 10,5 млн т в год, который будет поставлять газ на экспорт, включая страны Евросоюза. 

Автор: Алена Махнева

Источник: Ведомости, 23.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики