|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Первопричина ситуации с ГЭС на Селенге в том, что цена электричества для Монголии в последнее время серьезно приросла Первопричина ситуации с ГЭС на Селенге в том, что цена электричества для Монголии в последнее время серьезно прирослаПредставители России и Монголии снова обсуждают вопрос об экологических рисках возведения ГЭС на впадающей в Байкал реке Селенга и ее притоках, сообщил представитель Минприроды РФ Николай Гудков 24 мая. По его словам, в декабре 2015 года стороны договорились о заморозке проекта. В планах Монголии изначально было возведение ГЭС «Шурен» на реке Селенге, на реке Орхон, и на реке Эгийн-гол. Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности: Сегодня экономика Монголии проходит фазу динамичного развития, усиливается тренд на урбанизацию. Поэтому стремительно растет и энергопотребление. В последние несколько лет этот показатель растет примерно на 8-10% ежегодно. Чтобы удовлетворить растущий спрос, необходимы новые мощности. Поэтому монголы хотят построить себе ГЭС на реке Селенге, которая питает Байкал. Но стройка, как считают специалисты, пагубно скажется на эколандшафте озера Байкал и природе Прибайкалья. Возникает экологическая угроза сродни той, что произошла с Аралом. Поэтому не удивительно, что глава Минприроды России Сергей Донской проявляет озабоченность сложившимися обстоятельствами. А недавно прошло и совещание в Минэнерго России по данной проблеме. В национальных интересах России не допустить экологической катастрофы в этом регионе. Поэтому мы обращаемся в международные организации, которые могут быть причастны к финансированию строительства монгольской ГЭС, например в Мировой банк. По данным СМИ, пока переговоры по инвестициям приостановлены, есть первые шаги навстречу, но это не финальные решения. Переговоры продолжаются, но взаимопонимание между нашими странами пока не достигнуто. Москва настаивает на продолжении экспертизы и проработке альтернатив, поскольку территории на Селенге заповедные. Плюс зеркало испаряемой воды при запуске ГЭС нарушит климат, пострадает вся экосистема дельты реки. Поэтому необходимо вместе с Монголией думать, какие могут быть альтернативные источники устранения республиканского энергодефицита. Пока «Россети» анализируют, какие можно изыскать излишки, чтобы организовать переток из Бурятии, Забайкалья, Иркутской области. Но навряд ли сейчас есть такие возможности без дополнительных инвестиций, так что ситуацию быстро урегулировать не получится. Полагаю, что первопричина возникшей ситуации в том, что у нас в России сильно меняется экспортное ценообразование, и цена электричества для Монголии в последнее время серьезно приросла. Темпы по ценнику галопируют. Поэтому актуализировав повестку с ГЭС, Монголия пытается получить от России дисконт и выбить еще какие-то субсидии на развитие своих альтернатив, получить инвестиции в сетевое хозяйство. Собственная генерация Монголии покрывает до 80% потребностей страны. В основном это угольная генерация, есть даже дизель, а также солнечные и ветровые электростанции, но, правда, малой мощности. В основном это все создавалось с начала 1950-х и вплоть до 1980-х годов при помощи СССР. За счет построенных угольных станций и собственных угольных месторождений, у которых тоже наблюдается динамика, они и обеспечивают себя на четыре пятых. Опять же по сравнению с гидрогенерацией угольная такой экологичностью похвастаться не может. Однако у монголов свои представления об экологии, которые с нашими, как видим, не совсем совпадают, и консенсуса пока достичь не удалось. Но важно, что проблема вышла в публичное поле, и обсуждение ее решения будет продолжаться. Надеюсь, что будут приняты резолюции, способные удовлетворить обе стороны. Скорее всего, придется нам в какой-то степени уступить. Будет размен. С нашей стороны – скидка, инвестиции в инфраструктуру, организация перетока электроэнергии из России в Монголию. Этот комплекс мероприятий будет сдерживать инициативы Улан-Батора по строительству ГЭС. Такой сценарий развития наиболее вероятен и приемлем, так как конфликт – абсолютно не партнерский путь для давних соседей. Источник: Центр энергетической экспертизы, 26.05.2016 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|