Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На те же «грабли»: без российского газа Польшу ждет дефицит

На те же «грабли»: без российского газа Польшу ждет дефицит

Польша заявила о желании отказаться от закупок российского газа в рамках долгосрочного соглашения с «Газпромом». Но в современной истории Польши подобные заявления уже имели место – в итоге все закончилось дефицитом «голубого золота» в стране.

О подобных планах Польши заявил представитель польского правительства по вопросам развития стратегической энергетической инфраструктурыПетр Наимский. По его словам, долгосрочный контракт с «Газпромом» уйдет в прошлое. А приобретать поляки будут его только по «конкурентоспособной цене».

В качестве альтернативы Наимский предлагает два варианта. Первый – это поставки СПГ из Катара через терминал в Свиноуйсьце объемом 5 млрд кубометров ежегодно. Второй – реализация проекта Baltic Pipe, который предусматривает поставки газа по газопроводу с норвежского шельфа через территорию Дании. Маршрут предполагает транспортировку 10 млрд кубометров газа в год.

Перспективы двух этих проектов «Экономике сегодня» обрисовал заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

«У нас с Польшей действует контракт до 2022 года включительно. Хотя какие-то разногласия по условиям контракта здесь и могут быть, но в целом долгосрочные поставки на этот период полностью забронированы, действуют правила «бери или плати».

Что касается отказа от долгосрочного контракта, то 15 лет назад Польша уже предпринимала попытку пересмотреть контракт и отказаться от части российского газа в пользу того же норвежского. Более того, в тот момент Норвегия наращивала добычу газа, производственные и транспортные мощности, в направлении Европы. И тогда договориться не удалось - строительство маленького подводного трубопровода на 10 млрд кубометров газа в год было признано экономически нецелесообразным.

С тех пор много воды утекло. Сейчас ресурсы Северного моря находятся в стадии истощения, то есть дополнительные объемы газа из этого региона не то что маловероятно, они практически невозможны. Это значит, что кто-то из нынешних европейских клиентов, которые сегодня получают норвежский газ, должны будут отказаться от этих объемов  в пользу Польши.

Есть коммерческие вопросы и с терминалом в Сианустье, Польша до сих пор его не запустила. Хотя контракт на закупку газа у Катара действует с конца 2014 года, а Польша вынуждена выплачивать штрафные санкции Катару. Стоит также понимать, что катарский газ продан в Польшу по цене, которая в 1,5 раза выше российской.  У катарского СПГ для Польши никакого дисконта нет, соответственно это более дорогая опция.

История знает примеры, когда ради политических целей страны готовы платить за газ дороже рыночной цены. Яркий пример – Литва, готовая переплачивать ради «снижения зависимости от России». Сейчас Польша потребляет около 15 млрд кубометров  в год, 10 млрд из которых поставляется из России. В прошлый раз в ходе переговоров с Норвегией они добилась того, что контрактные объемы, которые они ранее забронировали у Газпрома, были снижены по долгосрочному контракту.

Но когда норвежский проект не состоялся, то оказалось, что Польше не хватает этих объемов газа для своего рынка. И в течение нескольких лет они покупали газ у трейдеров, у того же самого Фирташа. Потом усилиями украинских властей схема накрылась, и Польша вообще оказалась в условиях дефицита - ей пришлось провести дополнительные переговоры с «Газпромом» и просить об увеличении объемов российского газа по контракту.

Скорее всего, Польша будет тянуть с переговорами по продлению контракта до конца, но потом будет тяжело договориться ей же самой. С другой стороны, я не исключаю, что это такая тактика – они хотят получить более выгодные условия от «Газпрома», заявляя о других способах приобретения газа. Но так можно обмануть себя и своих же потребителей - все прекрасно понимают, что другая альтернатива либо кратно дороже, либо сомнительна».

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 31.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики