Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые маневры Варшавы: не отказаться, а купить дешевле

Газовые маневры Варшавы: не отказаться, а купить дешевле

Варшава заявила о том, что не собирается продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом» после 2022 года. Как отметил представитель польского правительства по вопросам развития стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский, в Польше уже действует терминал СПГ мощностью 5 млрд кубометров год. А к 2022 году Варшава планирует построить газопровод из Норвегии мощностью 10 млрд кубометров. Всего Польша потребляет сейчас около 15 млрд кубометров газа. Заявление Варшавы вызвало искреннее удивление в Москве.

— Каждый волен выбирать, как закупать газ и обеспечивать конкурентоспособность своей экономики. Хочу напомнить, что совсем недавно объемы поставок в Польшу были по просьбе польской стороны увеличены (на 42% в первом квартале — прим. ред.). Мы никаких действий предпринимать не будем, у нас действующий контракт, по нему идут поставки, — заявил зампредправления «Газпрома» Александр Медведев.

В том, что Польша заявляет о желании «избавиться» от российского газа, эксперты не увидели ничего удивительного. Однако считают, что Варшава лукавит: стремится не отказаться от российского газа, а покупать его дешевле.

— Когда представитель польского правительства заявил о том, что Варшава не намерена продлевать контракт, он уточнил, что российский газ будут покупать, если цена на него будет конкурентоспособной. В этом, как мне кажется, и кроется весь мотив подобных заявлений, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — Во-первых, потому что к 2022 году многое может измениться. Во-вторых, поляки насмотрелись на Украину с ее реверсными поставками в том числе российского газа из ЕС. И если Киев платит за них дороже, чем из РФ, то поляки, наоборот, — могут выиграть без долгосрочного контракта. Для Германии сейчас действует самая низкая цена на российский газ, и Варшава вполне может рассчитывать на более низкую стоимость, покупая газ у немецких трейдеров. В отличие от Украины Польша расположена более выгодно, так как граничит с Германией и к 2022 году может быть уже построен «Северный поток-2». Есть и более выгодная схема. Покупка газа из газопровода Ямал — Европа, который проходит по территории Белоруссии, Польши и Германии. В этом случае Варшава заплатит определенную маржу немцам, однако сможет не платить за транспортировку газа, если договориться отбирать его на границе с Белоруссией. Минус всех этих схем состоит в том, что Польша будет закупать газ на спотовых рынках, а цена на них колеблется от сезонности. Традиционно летом газ дешевый, зимой дорогой. В Польше, однако, подземные хранилища маленькие. Поэтому закупать только дешевый газ летом не получится. И среднегодовая цена на него может вполне превышать цену российского трубопроводного по долгосрочным контрактам.

Еще одной причиной газовых заявлений польских чиновников может быть и желание Варшавы снизить нынешнюю цену на газ. «Хотя о том, что газ дорогой можно было говорить года два назад, а не сейчас. Польша платит за газ по цене, которая привязана к „нефтяной корзине“, и сейчас она низкая, как никогда. В Варшаве, возможно, считают цену все равно высокой и пытаются такими заявлениями подействовать на „Газпром“, чтобы он снизил цену на газ по долгосрочным контрактам, как это сделал для немецких и итальянских компаний. Поляки уже подали в суд, но, возможно, рассчитывают договориться во внесудебном порядке».

В возможности же Польши совсем отказаться от российского газа ведущий аналитик ФНЭБ сомневается. «Когда подписывались документы о поставках СПГ из Катара, российский газ стоил 400 долларов, а катарский — 800. Варшава тогда признала, что он дорогой, но такова цена диверсификации. Сейчас цены изменились, а вот их соотношение вряд ли претерпело серьезную корректировку. И поляки закупают, на самом деле, небольшой объем, что может говорить о том, что деньги они все-таки считают. Сейчас, после запуска терминала СПГ, в Польшу поставят всего полтора миллиарда кубометров. Еще один танкер обещают по спотовой цене из Норвегии. Тем временем со строительством газопровода из Норвегии пока складывается совсем темная история. С одной стороны, падает добыча в Северном море, но главное другое. Поляки предлагают норвежцам построить газопровод за свой счет. Мол, вы строите, а мы покупаем газ. В Осло же недоумевают и предлагают Варшаве или самим построить трубопровод, или получать газ по уже существующим европейским магистралям, или, наконец, поставлять газ на терминал СПГ, что дороже трубопроводного».

Напомним, что в 2015 году Польша потребила около 15 млрд кубометров, из которых более 10 млрд кубометров составили поставки из России. Остальная часть — собственная добыча, которую в Варшаве уже давно планировали увеличить за счет открытия значительных запасов сланцевого газа. Однако надежды пока не оправдались. За последние несколько лет из Польши ушли нефтегиганты ExxonMobil, Chevron и Total. А местная компания PGNiG заявила в мае, что готова приостановить свои проекты по поиску сланцевого газа, если увидит, что достигнутые результаты не соответствуют вложенным в них инвестициям.

Источник: EADaily, 31.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики