Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша без российского газа: мечты или реальность?

Польша без российского газа: мечты или реальность?

Польша не планирует продлевать долгосрочный контракт на импорт газа из России, который истекает в 2022 году. Такое заявление сделал представитель польского правительства по вопросам развития стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский на саммите инвестиций в Восточной Европе, организованном агентством Reuters. Насколько реально отказаться от российского газа и какую альтернативу видит Польша, порталу RuBaltic.Ru рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь ЮШКОВ.

– Г-н Юшков, сегодня стало известно, что польская государственная газовая компания PGNiG не планирует продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом». Как Вы считаете, что подтолкнуло поляков к принятию этого решения?

– Я не думаю, что Польша собирается совсем отказаться от российского газа. Здесь скорее идёт речь о том, чтобы прекратить практику подписания таких долгосрочных контрактов и покупать газ на спотовом рынке (на котором действуют специальные условия расчётов между участниками сделки. Главная отличительная особенность таких сделок в том, что новые права собственности возникают мгновенно, в тот же момент, что и была заключена сделка. – Прим. RuBaltic.Ru).

А вообще, Польша решила последовать примеру Украины, которая покупает тот же российский газ, но у других поставщиков.

То есть используется украинский метод давления. Польша продолжает закупаться у «Газпрома», при этом как бы намекая на то, что «вы, "Газпром", ещё конкурируете с европейскими трейдерами, также продающими российский газ…».

– Если посмотреть на газовый рынок в целом, то какая альтернатива, на Ваш взгляд, наиболее привлекательна для Польши с точки зрения финансовой выгоды?

– Выгодных альтернатив пока нет. Польша ежегодно закупает у «Газпрома» до 10 млрд кубометров газа при общем объёме потребления Польши в 15 млрд кубометров. Остальное приобретается (в том числе и в России) при помощи газопровода «Северный поток», который связывает напрямую Россию и Германию. Там немецкие европейские компании становятся как бы скупщиками и продают тот же российский газ Польше (с Запада на Восток), а не через газопровод «Ямал – Европа», идущий через Россию и Беларусь в Польшу.

– Для чего нужны такие сложные и невыгодные схемы, когда можно приобрести газ напрямую? Ведь дело не только в том, чтобы просто попытаться «выбить скидку» на российский газ. Или даже совсем не в этом…

– Поляки видят, что можно по-разному покупать российский газ, тем самым поддерживая заданный политический курс. По сути, все эти закупки у посредников – просто игра в спотовую торговлю. Вторая, не менее важная причина – это строительство польского СПГ-терминала в Свиноуйсьце, который предназначен для газа, получаемого из Катара (терминал был открыт 12 октября 2015 года; на открытии премьер-министр Польши Эва Копач заявила: «Польша достигла своей стратегической цели: мы независимы в газовом вопросе». Стоимость строительства составила около 720 миллионов евро. – Прим. RuBaltic.Ru). Однако его проектная мощность составляет 5 млрд кубометров в год – это треть от годовой потребности Польши. Предполагается, что мощности терминала могут быть расширены до 7,5 млрд кубов, но это всё теория.  

Более того, вряд ли Варшава будет готова заплатить реальную цену за отказ от российского газа в пользу СПГ. 

Первый груз СПГ для Польши из Катара должен прийти 17 июня. Объёмы там пока небольшие, поскольку по долгосрочному контракту они обязаны закупать газ у Катара в размере 1,5 млрд кубометров в год (9 июня 2009 года был подписан контракт между катарской компанией «Катаргаз» и польской госкомпанией PGNiG сроком на 20 лет. – Прим. RuBaltic.Ru). Плюс – они ещё закупили спотовые партии газа у Норвегии, которые придут 25 июня от компании Statoil.

Таким образом Польша демонстрирует России альтернативные источники поставки газа. Однако тот же контракт с «Катаргазом» открыто показывает, что Польша несёт огромные убытки из-за своих политических амбиций. Если сравнить два действующих долгосрочных контракта (с «Катаргазом» и с «Газпромом»), то на момент подписания контракта «Газпром» продавал Польше газ по 400 долларов за 1000 кубометров; тем временем «Катаргаз» продавал тот же объём за 800 долларов. Парадоксально, что Польша готова покупать катарский газ по цене вдвое дороже российского, но скидку требует не от Катара, а от России.

– Помнится, Литва недавно тоже делала громкие заявления по поводу отказа от российского газа, но в итоге всё же собирается продлить контракт. К слову, об этом заявил заместитель председателя правления российского «Газпрома» Александр Медведев. Как Вы думаете, откажется ли и Польша от своих заявлений в будущем? 

– К 2022 году, а то и раньше, многое может измениться. Пока Польша может сделать то, что не удалось Украине. Например, скупать у немецких компаний российский газ, который идёт по газопроводу «Ямал – Европа» (Беларусь – Польша – Германия). Скупать его как бы на границе Польши и Беларуси, но как только газ заходит на территорию Польши, они его перекупают у европейских потребителей, не дожидаясь, пока он дойдёт до Германии, а потом вернётся обратно, как того требовали наши от Украины: что, мол, на российско-украинской территории нельзя перекупать газ. Пусть он дойдёт до Австрии, там развернётся и дойдёт обратно.

С Польшей такой вариант не пройдёт, поскольку она находится в ЕС, где действуют другие правила. Поэтому поляки могут скупать его на польско-белорусской границе у немецких компаний. Но повторюсь, что до 2022 года ещё далеко. И Польша вполне может изменить своё решение. Кроме того, она получает прибыль от транзитных ставок, переправляя российский газ в Германию.  

А учитывая тот факт, что «Газпром» поставил своей целью отказаться от Украины как от транзитёра, вероятно, он ещё больше загрузит маршрут поставки газа в Германию через Беларусь.  

Польша в этом плане гарантирует себе максимальную прибыль, поскольку польская транзитная труба при таком раскладе будет загружена на полную мощность.

Автор: Спидола Екабсоне

Источник: Аналитический портал RuBaltic.Ru, 01.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики