Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пугало для трейдеров: почему страны ОПЕК не могут договориться

Пугало для трейдеров: почему страны ОПЕК не могут договориться

Встреча министров Организации стран — экспортеров нефти, проходящая в Вене, не поможет ОПЕК выработать единую политику, несмотря на то, что перед мероприятием много говорилось о намерениях участников картеля установить ограничения по коллективной добыче. Такое мнение в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей высказал преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Если в декабре прошлого года члены ОПЕК приняли решение сохранять добычу на текущем уровне, то уже весной разговоры о заморозке уровня добычи нефти для поддержания цены разгорелись с новой силой. Прийти к единому мнению в апреле члены ОПЕК не смогли: во многом этому помешал Иран, с которого только-только сняли санкции и который заявил о намерении вернуться на уровни досанкционной добычи. Перед июньским заседанием о готовности поддержать идею заморозки высказался Эр-Рияд. 

«Отношусь к заседанию пессимистично. Если уж в Дохе не смогли ни о чем договориться, то и сейчас вряд ли. Страны ОПЕК добывают 40% от мирового производства нефти, но когда на заседание приезжали другие крупные игроки, вроде России, то в сумме выходило больше половины производства. Но они не договорились даже о заморозке объемов добычи, которые есть уже сейчас. Вряд ли будет достигнуто какие-то соглашение», — комментирует собеседник ФАН.

По словам Юшкова, цена на нефть в конце прошлого года была низкой и все предлагали сократить объемы добычи, чтобы цена выросла. Но все изменилось весной. «В Дохе саудовский принц позвонил министру нефти и велел ничего не подписывать. К тому моменту цена выросла с 25 до 40 долларов за баррель, и он подумал, что стратегия Саудовской Аравии сработала. Изначально саудиты старались добывать по максимуму, чтобы цена упала как можно ниже, и множество проектов стало нерентабельно, в том числе и добыча сланцевой нефти, добыча на шельфе. А тут и цена пошла вверх, и добыча в Штатах упала: вроде как стратегия работает», — продолжает эксперт.

С момента встречи в Дохе прошло время, цена еще выросла — до 50 долларов за баррель. Поэтому какой смысл сейчас членам ОПЕК что-то подписывать? Иран вышел на досанкционные объемы производства, а цена все равно вырастает.  

«Здесь возникает еще один вопрос: если ограничивать себя в объемах добычи, каждому надо выдать какую-то квоту, как это всегда было в ОПЕК. И тут надо решить, сколько получит Иран. Когда против него ввели санкции, эту долю на рынке забрала Саудовская Аравия. А сейчас ей нужно сократить объемы поставок нефти в Европу и отдать этот рынок Ирану. Понятно, что Эр-Рияд этого делать не будет. Всем нужно много денег, но никто не собирается сокращать объемы производства. Все хотят максимальной прибыли, иначе их подвинет с рынка, например, Венесуэла», — утверждает Юшков.

Получается, что министры из стран, участниц ОПЕК, хотят, чтобы саудиты сократили объем производства. Но этого, повторимся, ждать наивно. Единственное, на встрече может быть зафиксирована новая планка, на которую они вышли со времен прошло встречи.  

«ОПЕК — умершая организация, которая не работает в том направлении, в каком создавалась. Страны ОПЕК не влияют на цены на нефть. Если раньше это влияние было прямым (сокращают объем производства — цена вырастает) и работал баланс спроса и предложения, то потом запустили механизм торговли нефтяными фьючерсами, и их цену определяют уже не производители, а торговые площадки. Единственное, когда они делают резкое и неожиданное заявление, то трейдеры на бирже пугаются, и работает психологический эффект, который быстро проходит. То есть ОПЕК выполняет функцию пугала для трейдеров. Это чисто консультативный орган, выпускающий отчеты и статистику, не более», — резюмирует эксперт.

Автор: Дмитрий Пятов 

Источник: ФАН, 02.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики