Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовая война: Еврокомиссия придумала новый рычаг давления на «Газпром»

Газовая война: Еврокомиссия придумала новый рычаг давления на «Газпром»

Совет Евросоюза одобрил предложение, согласно которому Еврокомиссия может получить доступ к договорам на поставку газа и межправительственным соглашениям до их подписания. Предположительно, это будет одним из элементов стратегии Евросоюза, которая нацелена на взаимодействие с третьими странами.

По мнению Игоря Юшкова, ведущего эксперта Фонда национальной экономической безопасности, этот инструмент разрабатывается, прежде всего, для давления на «Газпром».

«Я уверен, что ни одной претензии по долгосрочным контрактам с Алжиром или Катаром не будет. Все вопросы будут только к «Газпрому».

Эта идея была в свое время озвучена еще Дональдом Туском. Суть в том, что европейцы всегда говорят, что они за рынок, что они за то, чтобы «Газпром» переходил на спотовую торговлю газом, чтобы цена определялась на хабе и так далее, а в реальности они применяют совершенно не рыночные механизмы.

Фактически, государство теперь будет смотреть на контракты двух коммерческих компаний, которые договариваются между собой. По идее, это должно быть запрещено. Получается, что одна фирма продает другой какой-то товар и тут приходит государство и начинает требовать показать договоренности и грозит правом «вето». Это полный фактический отказ от принципов либеральной торговой экономики, но европейцы на это идут, чтобы заставлять «Газпром» делать дополнительные скидки.

Потому что европейские компании согласны покупать газ, а Еврокомиссия против того, чтобы происходили эти сделки. Задача Еврокомиссии, таким образом, сводится к тому, чтобы вставлять палки в колеса и Газпрому, и европейским структурам.

Тем самым, европейцы и европейские компании должны будут вынуждены искать других поставщиков, активнее покупать в Норвегии, обращать больше внимания на СПГ, у Алжира, если те смогут произвести.

В ходе антимонопольного расследования против «Газпрома» одной из претензий было: почему «Газпром» продает по разным ценам разным странам? Они хотят, чтобы цена была единой. Естественно, что не по самой высокой планке. Они будут тащить ее вниз, как у Германии. И это будет, якобы, «справедливая» цена. И все контракты, которые не будут соответствовать этой планке Еврокомиссия сможет зарубать.

Речь, замечу, идет даже не о рыночной цене, а о вопросе некой общечеловеческой «справедливости». По сути, следующим шагом они придут ко второй идее, которую предлагал Туск, это к образованию единого закупщика газа у разных поставщиков. Он говорил, что нужна единая структура, которая будет закупать газ у внешних поставщиков, чтобы было невозможно набить цену.

Фактически, эта структура будет диктовать цену поставщикам. И европейцы думают, что «Газпром» согласится на эти цены, потому что ему нужно хотя бы куда-то продавать газ. Однако возможно, что на первом этапе будет использован механизм, который будет залезать в каждый контракт и регулировать цену. Собственная добыча Евросоюза падает, они вынуждены закупать все больше и хотели бы иметь рычаг давления на поставщиков», - рассказал он. 

Автор: Инна Усова

Источник: Экономика сегодня, 07.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики