Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия назвала условия своего согласия на «Северный поток – 2»

Германия назвала условия своего согласия на «Северный поток – 2»

«Газпром» считает, что проект соответствует всем требованиям

Германия поддержит проект газопровода «Северный поток - 2», если будут выполнены три условия, заявил министр экономики и энергетики Германии Зигмар Габриэль в среду. «Северный поток - 2» должен соответствовать требованиям законодательства, не мешать транзиту газа через Украину и не ограничивать поставки газа в Восточную Европу, приводит его слова Bloomberg. «Мы все соблюдаем, никому не угрожаем и не ограничиваем», - прокомментировал представитель «Газпрома» эти условия.

Оценить выполнимость выдвинутых условий непросто, поскольку они размыты и допускают разные трактовки, считает старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова. «О каких объемах прокачки идет речь? Если транзит опустится ниже отметки в 57 млрд куб. м (уровень 2015 г.), это будет считаться угрозой, или речь идет, например, о минимально допустимом для обеспечения рентабельности системы объеме в 35 млрд куб. м российского газа?» - рассуждает Белова.

Соответствие «Северного потока - 2» требованиям европейского законодательства сейчас как раз изучает юридическая служба Еврокомиссии, указывает аналитик Vygon Consulting. Но поскольку энергетическое законодательство ЕС еще формируется, есть риск, что правила игры могут поменяться.

«Проект полностью соответствует европейскому законодательству, как и «Северный поток - 1», который построен и функционирует», - уверен заместитель гендиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач (цитата по «РИА Новости»). Он, напротив, укрепляет безопасность поставок - транзитный сбой уже не скажется на газоснабжении Европы российским газом, считает Гривач.

Поставки в Восточную Европу будут зависеть не от «Газпрома», а скорее от Германии и стран, которые располагаются южнее, говорит Белова. Именно их системные операторы должны будут обеспечить такие мощности своей газотранспортной системы, чтобы российский газ по «Северному потоку - 2» беспрепятственно попадал к восточноевропейским потребителям.

Самый конфликтный пункт - о транзите газа, полагает начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике аналитического центра при правительстве Александр Курдин. Одна из задач «Северного потока - 2» - резервирование мощностей на случай прекращения украинского транзита после 2019 г., так что гарантировать сохранение объемов «Газпром» не может. По другим пунктам компромисс вполне возможен, особенно если формулировка условий будет смягчена, считает Курдин.

По его словам, поддержка Германии была бы хорошим заделом для проекта — ее голос важен и в двусторонних отношениях, и с точки зрения Евросоюза в целом. Но опыт «Южного потока» (проект был свернут после того, как Еврокомиссия приняла решение против него. - «Ведомости») свидетельствует, что даже целый ряд двусторонних соглашений может не учитываться, когда есть консолидированная позиция Брюсселя, заключает Курдин.

Газопровод «Северный поток – 2» мощностью 55 млрд куб. м газа в год по проекту пройдет из России в Германию по дну Балтийского моря. В проектный консорциум Nord Stream 2 входят «Газпром», BASF, E.On, Engie, OMV и Shell. 

Автор: Алена Махнева

Источник: Ведомости, 09.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики