Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > CNPC готова сама строить «Силу Сибири – 2»

CNPC готова сама строить «Силу Сибири – 2»

Но условия, которые предлагают китайцы, не нравятся «Газпрому»

Китайская CNPC предлагает «Газпрому» заключить интегрированный контракт по западному маршруту трубопровода «Сила Сибири» (см. врез). CNPC интересуют совместная добыча газа, строительство и затем управление трубопроводом и реализация газа, сообщил представитель компании «Интерфаксу». «О цене еще даже не говорили», – сказал собеседник агентства.

Подход «Газпрома», по словам зампреда правления Александра Медведева, не изменялся и не изменится: участие иностранных партнеров в добыче на российской территории возможно только в случае стратегически выгодного и эквивалентного по оценке размена активами – «Газпрому» интересны активы в разведке и добыче.

 

За 10 лет, пока идут переговоры, звучали разные предложения, вспоминает аналитик Vygon Consulting Мария Белова: включить в формулу цены индекс американского Henry Hub, строить газовые электростанции или подземные хранилища газа в Китае, привлечь китайские компании к добыче или строительству газопровода в России.

Но CNPC впервые так открыто заявила об интегрированном контракте, констатирует портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Такой контракт означает разделение затрат и инвестиций между партнерами, а также, вероятно, более быстрое освоение запасов и разделение выручки, объясняют аналитики Rystad Energy. Этот подход может быть выгоден «Газпрому», если договориться о цене газа. «В прошлом году китайская сторона предлагала построить трубопровод от границы с Россией до Шанхая. Теперь CNPC, судя по всему, обозначила форму оплаты строительства», – полагает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

Другим путем

Западный маршрут («Сила Сибири – 2») протяженностью около 2600 км нужен для транспортировки газа Западной Сибири до границы с Китаем. «Газпром» и CNPC обсуждают поставки до 30 млрд куб. м в год сроком на 30 лет.

«Газпром» планирует обсудить условия контракта для «Силы Сибири – 2» на ПМЭФе, переговоры в Пекине намечены на конец июня.

В 2015 г., по данным МЭА, потребление газа в Китае выросло всего на 4% год к году – самый низкий показатель за 15 лет. Спрос на газ в Китае, прогнозирует МЭА, увеличится со 190 млрд куб. м в 2015 г. до 320 млрд куб. м в 2021 г. (в среднем на 9% в год). Но газ в стране пока примерно втрое дороже угля.

У Китая нет острой потребности в газе с западного маршрута – есть крупные контракты на центральноазиатский газ, поступающий в ту же часть страны, и Китай выторговывает у «Газпрома» схожие условия, полагает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Центральноазиатский газ – очевидный ориентир для китайцев и по цене, и по организации бизнеса, говорит и Белова. Туркменский газ добывает в том числе и китайско-туркменское СП, а идет он по газопроводу, построенному на китайские деньги. Участвуя в строительстве трубы, CNPC сможет контролировать цену газа на границе за счет транспортной составляющей, предупреждают аналитики. Затраты на 1 км газопровода диаметром 1400 мм в Китае втрое ниже, чем в Краснодарском крае, знает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. 

CNPC недавно сообщала о намерении диверсифицировать источники газа, напоминают в Rystad. У «Газпрома» большой потенциал добычи, а у CNPC нет особо крупных разведанных месторождений. Разработка российских запасов может быть китайцам интересна: часть инфраструктуры уже создана, а точка безубыточности газовых проектов «Газпрома» относительно невысока. Но «Газпрому», говорит Гривач, не нужна помощь ни в разработке месторождений, ни в строительстве трубопровода.

Стратегия «Газпрома» – обмен активами с европейскими компаниями, в том числе через участие в добычных активах за пределами ЕС, говорит Белова. Законодательство Китая не запрещает иностранным компаниям работать на традиционных запасах нефти и газа по соглашению о разделе продукции (СРП), теоретически «Газпрому» могут предложить такие активы, продолжает Белова: «Но они будут больше заинтересованы пригласить «Газпром» к работе с активами в третьих странах. И тут надо быть осторожнее – китайская госкомпания в период высоких цен на нефть приобрела много низкорентабельных активов за рубежом».

По мнению Rystad Energy, у CNPC в Китае нет крупных разведанных месторождений газа, которые могли бы заинтересовать «Газпром», зато есть доли в крупных проектах в России («Ямал СПГ») и Казахстане (Кашаган).

Допуск китайцев к добыче в России приведет к пересмотру оценки запасов и смет, на что «Газпром» вряд ли пойдет, считает Крутихин. А доступ CNPC к реализации газа потребует революции в российском законодательстве, продолжает он: право экспорта трубопроводного газа есть только у «Газпрома».

Вопрос самостоятельного экспорта газа китайской компанией не стоит, полагают Гривач и Вахрамеев: речь идет об участии китайской компании в доходах от экспорта.

В Минэкономразвития информация о предложении CNPC не поступала. Представитель Минэнерго отказался от комментариев. Представитель «Газпрома» не ответил на вопросы «Ведомостей». Представитель CNPC не смог оперативно прокомментировать ситуацию. 

Автор: Алена Махнева

Источник: Ведомости, 15.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики