Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Союзников станет больше

Союзников станет больше

Аналитик Александр Пасечник — о том, что ждет «Газпром», если Польша откажется продлевать контракт на поставки российского газа

Громкое заявление поляков в конце мая о нежелании продлевать контракт с «Газпромом» можно считать латентным индикативом для ряда стран Старого Света. Вероятно, поэтому история с демаршем Варшавы получила свое продолжение и заслуженный отклик от адресата. 

Ситуацию в начале июня подробно прокомментировал президент России Владимир Путин: «Газпром», в случае непродления контракта польской государственной компанией PGNiG, после 2022 года может предложить эти объемы газа любому другому партнеру в Европе». Он уточнил, что, согласно докладу председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, компания «изучает возможности осуществить предложение, сделать оферту любым другим партнерам — и польским, и европейским — приобретать сегодняшние объемы для Польши на белорусско-польской границе после окончания контракта, заключив новый контракт на 10–15 лет». 

Эта речь президента России прозвучала 7 июня на пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. «Это могут быть и польские компании, и немецкие, и австрийские, итальянские, французские, нам все равно. Кто-нибудь да купит. Если нет, то будем искать другие рынки, ничего страшного. Может, израильтяне купят и будут продавать этот газ Польше», — добавил глава государства.

Официальная позиция Польши состоит в том, что она не хочет быть связанной долгосрочными контрактами на покупку российского газа и намерена импортировать его только при конкурентоспособной цене «Газпрома». Варшава в данном случае возлагает надежды на сжиженный природный газ (СПГ), который уже летом должен начать поступать на новый терминал в Свиноустье — первый метановоз из Катара поляки ждут 17 июня — а в перспективе и на газопровод из Скандинавии Baltic Pipe. По планам эта «труба» должна связать месторождения на норвежском шельфе с Польшей через Данию, хотя перспективы этого проекта эфемерны.

А вот статистика I квартала свидетельствует о том, что поляки только увеличивают закупки газа у России — рост более чем на 40% контрастирует с заявленной установкой Варшавы на диверсификацию.

Возможно, что таким образом поляки «оповещают» Россию о своем стремлении в будущем получить новые уступки по цене на газ. Справедливо отметить, что прежде, в 2012 году, газовое соглашение было пролонгировано: тогда польская PGNiG получила от «Газпрома» скидку по контракту на голубое топливо.

В случае же если Польша расторгнет контракт, то попросту станет выбирать больше российского газа через страны-буферы — например, у Германии. Причем самой Варшаве это позволит в угоду евробюрократам рапортовать об успешной энергетической диверсификации. Так поступает сегодня Украина, трезвоня о многомесячном прекращении закупок топлива у РФ и замалчивая происхождение российского газа, поступающего в республику по реверсу из европейских стран.

Для «Газпрома» же «отказный» план Польши в целом вовсе не критичен, так как по расчетам российского концерна к 2022 году уже будет введен в строй «Северный поток-2». А инициатива Польши о расторжении действующего контракта в итоге только поможет загрузить новые газотранспортные мощности России. Правда, может пострадать белорусский маршрут — газопровод Ямал–Европа, более предпочтительный для Варшавы с точки зрения логистики и коммерции.

В концептуальном смысле «Газпром» намерен продолжать концентрироваться на приоритетных инфраструктурных проектах по доставке газа в ЕС — речь идет прежде всего о «Северном потоке-2». При этом стоит отметить, что тональность заявлений по газопроводу, исходящих от немецких партнеров, становится все более позитивной. Вице-канцлер и министр экономики и энергетики Германии Зигмар Габриэль огласил условия поддержки его страной нового проекта «Северный поток-2». Он исключил возможность регулирования нового проекта Третьим энергопакетом ЕС и выразил отношение своей страны к газопроводу как к экономическому проекту. При этом он перечислил три ключевых условия для формулирования твердой резолюции ФРГ в поддержку «Северного потока-2»: соответствие законодательству ЕС, отсутствие негативного влияния на транзит газа через Украину или препятствия поставкам в Восточной Европе.

Но даже эту противоречивость вице-канцлера уже можно трактовать как проявление сдержанной смелости в отношении российской газомагистрали. Германия «движется» в фарватере политики Брюсселя, и действовать высокому немецкому чиновнику без оглядки на «центр» не позволяет статус. Хотя он должен отстаивать национальные интересы, в том числе учитывать тот факт, что немецкие энергокомпании представлены в капитале «Северного потока-2».

В широком же смысле «Газпром» понимает, что европейские бюрократы просто так не откажутся от абсурдной затеи повлиять на динамику развития российского инфраструктурного проекта и, потворствуя русофобским установкам Вашингтона, по возможности «затянуть» стройку «Северного потока-2». Поэтому впереди у России — серьезные политические баталии за защиту и отстаивание конъюнктурных преимуществ своей новой газотранспортной инфраструктуры в Старом Свете. Однако я убежден, что пул европейских стран — союзников России в вопросе о расширении газовой кооперации будет расти, так как стратегическая цель проекта «Северный поток-2» — способствовать энергетической безопасности Европы. А разве не о ней — энергобезопасности — столь истово печется Брюссель? 

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 15.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики