Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > За ценой не постоим: «Газпрому» нипочем интриги Евросоюза

За ценой не постоим: «Газпрому» нипочем интриги Евросоюза

Ни одно государство не может составить России конкуренцию по цене поставок газа в Европу. Об этом заявил заместитель главы «Газпрома» Александр Медведев. 

О том, какие проблемы испытывает «Газпром» в связи с продолжающимся давлением на европейском рынке ФБА «Экономика сегодня» рассказал Игорь Юшков, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ.

«Проблемы «Газпрома» находятся не столько в плоскости экономики, сколько в плоскости политики. Политизация поставок газа в Европу очень возрастает. Если мы посмотрим, что там происходит, то заметим, что Евросоюз принимает различные решения, заставляя страны Европы диверсифицировать поставки за счет ухода от российского газа.

Прежде всего, это норма, обязывающая каждую страну иметь минимум три источника поставки газа. Естественно, это делается для того, чтобы заставить страны, которые на 100% зависят от российских поставок, иметь и другие источники. Это и балканские страны, и ряд других государств. Имеется в виду, конечно, стремление заставить эти страны строить интерколлекторы, которые обеспечат связь этих стран с другими государствами, у которых есть источники поставок из Норвегии или Алжира.

И, наконец, это СПГ терминалы, которые активно строятся, но без надежды на какую-либо рентабельность. Лучший пример – это Литва и Польша, которые построили себе СПГ терминалы, экономически совершенно нецелесообразные. Они потратили деньги на то, чтобы эти терминалы построить и тратят снова на то, чтобы покупать более дорогой газ альтернативных поставщиков. В случае с Польшей это Катар, а в случае с Литвой – Норвегия. 

Они понимают, что этот газ дороже, но идут на это потому что их не устраивает именно российский поставщик газа.

Второй момент – Евросоюз принял решение о том, что Еврокомиссия будет вправе ознакомиться с каждым долгосрочным контрактом и дать разрешение на его подписание. То есть, конечно, все это совершенно нелогично с той точки зрения, что вроде бы либеральные европейские страны допускают ситуацию, когда две коммерческие структуры друг с другом о чем-то договариваются, а потом приходит Брюссель и вмешивается в их договоренности. С этой точки зрения, такое отношение к коммерческой тайне – полный крах либеральной экономики.

Эти моменты, конечно, важны для «Газпрома», потому что выстраивается политика, которая направлена на то, чтобы не выкупать российский газ, какими бы выгодными ни были предложения «Газпрома».

Речь о том, что если убрать политизацию, то окажется, что законы Евросоюза, как таковые, «Газпрому» не мешают. Но дело в том, что этими законами поворачивают как угодно и всегда не в его пользу. И становится все более очевидно, что есть нормы, как тот же третий энергопакет, которые разрабатывались именно с целью сдерживания России на рынке газа», - отмечает эксперт.

Автор: Инна Усова 

Источник: Экономика сегодня, 14.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики