Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Большой куш: кто наварится на строительстве газопровода Украина-Польша?

Большой куш: кто наварится на строительстве газопровода Украина-Польша?

Украина и Польша планируют расширить систему газопроводов за счет интерконнектора. Запустить его планируется в 2020 году, а строительство будет начато уже в 2017 году. По мнению экспертов, этот проект относится к разряду тех, для которых строительство — самоцель. Не суть важно, будет ли он вообще использоваться, главное — получить деньги для его создания.

«Украина снова пытается спекулировать на идее энергетической независимости от России. Может быть, какие-то люди просто собираются освоить какие-то европейские фонды. Идея выглядит достаточно странной, но что касается российской стороны, то любое расширение газовой инфраструктуры в Европе только приветствуется. Чем больше газопроводов, тем проще работать на рынке таким поставщикам, как «Газпром». — отмечает Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности.

Соглашение о сотрудничестве между «Укртрансгазом» с украинской стороны и Gaz-System S.A. с польской стороны было подписано еще в декабре 2014 года, однако начало строительства запланировано только на 2017 год.

Как отмечает президент «Укртрансгаза» Игорь Прокопив, строительство интерконнектора откроет Украине доступ к рынку газа ЕС и мощностям польского LNG-терминала в Свиноуйсьце.

«В Польше сейчас, в основном, российский газ, там есть небольшое количество польского газа собственной добычи, около 30% потребностей страны. Все остальное Польша покрывает путем закупки российского газа, в том числе через территорию Украины на Юг Польши. Что касается терминала в Свиноуйсьце, то его, конечно, можно связать с украинской системой, но экономическая эффективность этой истории вызывает большие сомнения. СПГ и сам по себе дорогой, а если его транспортировать еще на территорию другого государства, то непонятно, кто захочет покупать такой газ.

Я думаю, что смысл этого газопровода исключительно в том, чтобы получить деньги из европейских фондов. Сначала небольшие деньги на исследования из фонда по развитию газотранспортных мощностей, а потом, если проект удастся протащить, можно рассчитывать на софинансирование в размерах порядка сотни миллионов евро. Это хороший куш», — отмечает Алексей Гривач.

Газопровод должен пройти 110 км по территории Украины и всего 1,5 км по территории Польши. Предположительно, стоимость строительства должна составить порядка 245 млн долларов.

Проект газопровода в Польшу — далеко не единственный в своем роде. Идея заработать на европейских фондах развития ГТС очень импонирует украинской власти на самом высоком уровне. Аналогичную идею, только касающуюся газопровода между Литвой и Украиной, предложил премьер-министру Литвы Альгирдасу Буткявичюсу сам Петр Порошенко.

Впрочем, даже если Украине удастся добиться финансирования из фондов, которые предназначены только для внутреннего пользования странами, членами Евросоюза, газопроводы будут, с большой вероятностью, простаивать.

Автор: Инна Усова

Источник: Экономика сегодня, 15.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики