Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Константин Симонов о перспективах вступления России в ОПЕК

Константин Симонов о перспективах вступления России в ОПЕК

Вчера Дмитрий Анатольевич Медведев заявил, что Россия, скорее всего, рассмотрит вопрос о вступлении в ОПЕК и намерена осуществлять скоординированную с этой организацией политику по вопросу регулирования цены на нефть.

Любопытно, что Россия уже несколько раз рассматривала возможность вступления в ОПЕК и каждый раз отказывалась от этого из опасения, что ей предстоит принимать решения относительно собственной добычи, координируя это с арабскими шейхами и рядом стран из других частей света. В свое время Советский Союз от этой возможности (или угрозы, если хотите) отказался. То же самое произошло в 1997-98 гг., когда цена на нефть уже снижалась.

ФНЭБ кажется, что эта идея не вполне удачна по нескольким причинам. Прежде всего, напомним, что на сегодняшний день влияние ОПЕК на мировые цены весьма и весьма незначительно. Рынок нефти на сегодняшний день является рынком виртуальным. Более 95% сделок не доводится до исполнения. Фактически, вместо рынка нефти мы имеем огромный рынок бумаги, т.е. российская нефть во многом «бумажная». Ситуация с ценами это очень ярко показывает. Говорят, что, мол, надулся «мыльный пузырь» и цена не соответствует реалиям. Извините, а когда цена падает не только на нефтяном рынке, но и на многих других сырьевых рынках до уровня, который уже ниже себестоимости на некоторых месторождениях, это как называется? Не «мыльный пузырь»? Он как надувается, так и сдувается. Мы имеем дело и с виртуальными «пузырями» и с виртуальными «дырами» на фондовом рынке. О каком реальном рынке можно говорить? О каком балансе спроса и предложения? То есть это все – виртуальные игры.

На сегодняшний день рынок совершенно не отражает реального баланса между спросом и предложением. И ОПЕК на него повлиять никак не может.

Второй момент связан с тем, что сама ОПЕК себя же и «выпорола», как всем известная унтер-офицерская вдова, и сама себя дискредитировала. Почему? Да потому что почти все решения ОПЕК о снижении добычи саботировались самими же странами, входящими в эту ассоциацию. То есть принималось решение о снижении коллективной добычи на определенное количество тысяч баррелей, и некоторые страны его не выполняли. Здесь это все напоминает старый габровский анекдот: габровцы должны были расплатиться спиртом, и каждый дом должен был принести по ведру. В итоге оказалось, что в бочку налили чистую воду, потому что все думали, что ведро воды не помешает в бочке чистого спирта. Вот здесь то же самое! Так думали и страны ОПЕК. Каждый хитрил, думая, что он-то как раз может и не снижать добычу, поскольку на общем фоне снижения другими странами, это будет незаметно. В итоге все это привело к дискредитации организации, ей перестали верить. И прекрасный показатель – последние решения ОПЕК о снижении добычи даже на несколько часов не смогли остановить падение цен на нефть. Наоборот, рынок цинично реагировал снижением стоимости на энергоресурсы. А сейчас, например, цена нефти растет совершенно без оглядки на телодвижения ОПЕК.

Таким образом, вступать в организацию, которая дискредитировала себя и не способна вообще влиять на цены, я думаю, никакого смысла не имеет. Показательно, что за вступление в ОПЕК очень активно выступали нефтяные компании, которые сейчас проводят политику сокращения инвестиций в геологоразведку, в новые проекты и в приращение запасов. Для них вступление в ОПЕК - удачное оправдание подобной политики, результатом которой станет снижение добычи нефти в Российской Федерации.

Кстати, министр энергетики Сергей Шматко официально признал пусть и незначительное, но все же снижение в этом году добычи впервые за последние десять лет. Такая тенденция крайне опасна. На самом деле, не так страшна падающая цена нефти, как страшна падающая добыча и особенно страшно сокращение инвестиций в новые проекты. Сошлемся на прогнозы Мирового энергетического агентства, которое уверяет, что цена на нефть восстановится и уже через несколько лет мы будем наблюдать колоссальный разрыв между спросом и предложением как раз из-за недоинвестирования в новые месторождения. Таким образом, если Россия сейчас начнет резко сокращать инвестиции в новые проекты, в геологоразведку, она тем самым через несколько лет может столкнуться с серьезным падением добычи из-за того, что старые советские месторождения уже фактически находятся в стадии истощения и на них поддерживать добычу нельзя.

Когда цены будут расти вверх, у нас не будет возможности нарастить добычу, потому что сейчас ситуация усложняется. От первых инвестиций до первой нефти, к сожалению, расстояние уже в 5-7 лет. Если мы все-таки думаем, что цена вернется до прежнего уровня, то сейчас инвестиции в новые проекты, а особенно в геологоразведку, никак нельзя снижать. И никакое вступление в ОПЕК не может в реальности управлять подобного рода вещами.

Особенно печально это потому, что государство одновременно снижает налоги на нефтяную отрасль. И получается очень странная логика: государство, снижая налоги, рассчитывает, что компании ответят на это ростом или, по крайней мере, сохранением инвестиций в новые проекты и снижением цен на внутреннем топливном рынке. Но нефтяные компании с удовольствием берут государственную помощь, при этом цены на бензин не снижаются, и при этом все демонстративно отказываются вкладывать деньги в новые проекты. Самое удивительное, что некоторые компании являются государственными. В будущем мы можем столкнуться с очень серьезными проблемами. Именно поэтому ФНЭБ кажется, что со вступлением России в ОПЕК не стоит спешить. Это решение может стать для России оправданием весьма недальновидной политики дальнейшего падения добычи и особенно недальновидной политики сокращения инвестиций в новые проекты. 

Пресс-служба ФНЭБ, 12.12.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики