Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему экспорт американского газа в Европу тревожит Россию

Почему экспорт американского газа в Европу тревожит Россию

Большая газовая война 

Начну с сенсации. Запасы природного газа на западе Колорадо оказались в 40 раз выше предыдущих оценок, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на АР. По оценке Геологической службы США, новые данные позволяют считать эту геологическую формацию второй по запасам газа в США.

Сланцевая формация Манкос содержит 1,88 трлн куб. м природного газа, что в 40 раз выше предыдущих оценок. В американских хранилищах уже скопилось 82,1 млрд куб. м, что оказывает давление на цены газовых фьючерсов. Проще говоря, газ некуда девать. Сразу возникает мысль об экспорте.

В этом году поставки начались и вызвали большой резонанс в российской прессе. Отклики негативные и насмешливые: мол, этот экспорт не угрожает «Газпрому», американский газ плохой, и его вообще нет. Компания, отправившая первую партию в Португалию, банкрот. Ее танкер до цели не дошел и повернул в Азию. И такого корабля вообще не существует!

«Удар по самому себе»

А что в реальности? Европа последовательно ведет политику диверсификации поставщиков энергоресурсов, и одним из новых источников стала Америка. 22 апреля компания Cheniere Energy отправила из Луизианы в Португалию Creole Spirit, первый танкер со 100 тыс. тонн сжиженного природного газа (СПГ).

Что касается судна, то российские конспирологи зря стараются – оно существует, и нетрудно выяснить, что это новейший (сдан заказчику в начале года) и самый эффективный в мире газовоз с самой низкой себестоимостью транспортировки. Его двигатели работают как на традиционном топливе, так и на СПГ. Спущен на воду на верфи Daewoo Shipbuilding для компании Cheniere, которая строит в США экспортные СПГ-терминалы. Что касается груза, то по оценкам экспертов цена газа составит от $110 до $150 за тысячу кубов.

22 апреля в «Московском комсомольце» вышла статья Николая Макеева «Экспорт американского газа в Европу оказался мифом». В ней он доказывает, что Вашингтону не хватает своего сырья, что американский газ дорогой, и Европа будет вынуждена переплачивать, поэтому замороженные проекты по строительству новых трубопроводов из России в Европу возродятся, и Украина как транзитер останется с носом. И что потеснить Россию на энергетическом рынке ЕС никто не в состоянии, тем более что Европа больше доверяет России, нежели другим поставщикам.

Последний тезис особенно умиляет: Европа потому и ищет новые источники, что научена горьким опытом – вспомните хотя бы, как Путин, пользуясь едва ли не монопольным положением «Газпрома», постоянно накручивал цены, как перекрыл газовый вентиль суровой зимой 2009 года и как всего лишь два года назад угрожал перекроить всю систему поставок. То есть вел настоящие газовые войны.

Статья пестрит ссылками на людей, связанных с «Газпромом», таких как заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «Продавая газ, тем более СПГ, в Европу американские компании сами себя наказывают. Они не только подрывают рентабельность производства самого «голубого топлива» в своей стране, но и дополнительно «подтапливают» добычу сланцевой нефти, себестоимость которой гораздо выше традиционного сырья. Это удар по самому себе. Вряд ли следует в ближайшее время ждать увеличения подобного товарооборота», — отмечает Гривач.

А Сергей Агибалов из Института энергетики и финансов указывает, что компания Сheniere Energy перекредитована, у нее большая долговая нагрузка, поэтому ей нужна большая маржа на операциях, чтобы выходить из сложного положения, что возможно лишь при более-менее высоких ценах на газ, но явно не при низких. К тому же, «так называемый», по словам российских экспертов, Трансадриатический газопровод из Прикаспия и с Ближнего Востока в Западную Европу, постройку которого лоббируют США, чтобы сорвать российские проекты «Южного» и «Турецкого потока», создаст переизбыток на рынке газа, и зачем тогда СПГ?

Еще они прогнозируют, что, скорее всего, США в экспорте небольших объемов газа так и не выйдут за пределы Португалии. Тогда как «Газпром» в I квартале этого года увеличил экспорт в Европу на 28,6%, и Германия с Австрией горят желанием вернуться к замороженным по прихоти Брюсселя проектам газопроводов «Северный поток - 2» и «Южный поток».

Газ второго сорта?

На самом деле экспорт американского газа начался еще в марте, когда швейцарская нефтехимическая компания Ineos получила первый танкер в рамках 15-летнего контракта с американскими добытчиками Range Resources и Consol Energy на поставку этана. К 2020 году швейцарцы намерены получать из США до восьми поставок в месяц. Американский рынок перенасыщен этаном, и 9 марта танкер с ним отплыл от терминала Marcus Hook под Филадельфией. Сырьевая база для поставок в Европу – месторождение Marcellus Shale на западе штата Пенсильвания.

Но большого шума это не вызвало, просто в России его тут же окрестили газом второго сорта. Мол, этан считается худшим из углеводородов и используется только в химической промышленности, «Газпром» же поставляет в ЕС в основном метан, который обладает более широким набором полезных свойств и подходит для электростанций и генерации тепла.

Надо бы пояснить. По поводу особых качеств метана напомню слова Менделеева: топить нефтью все равно, что жечь ассигнации. К газу сие также относится. Кстати, на самом деле все еще хуже: ассигнации - это всего лишь крашеная бумага, ресурс недорогой и возобновляемый, тогда как запасы газа конечны.

Американский этан пойдет не в топку, а на нефтехимические и нефтеперерабатывающие заводы в Европе, а также на завод по производству этилена компаний Royal Dutch Shell и Exxon Mobil в Шотландии, что радует эксперта Агибалова, он и тут находит, как уязвить конкурента: «У нас это попутный газ, применение которого ограничивается нефтехимией. Это другой сегмент рынка с кратно меньшими объемами, поэтому прямой конкуренции с российским газом не будет».

Эксперт, похоже, лукавит. Да, мировой рынок ациклических углеводородов довольно узок, всего 3-4 млрд долларов. Но «Газпром» на этом рынке - крупнейший экспортер. В прошлом году он поставил таких углеводородов на $1 млрд – и приход американского этана подвинет его и в этом сегменте.

Кто выигрывает?

Увы, не успели российские эксперты дать отпор заокеанской угрозе, как пришло сообщение, что США планируют увеличить экспорт СПГ в Европу. 4 мая об этом заявил представитель Госдепартамента по энергетике Амос Хохштайн. США рассматривают вопрос о содействии строительству плавучих терминалов по приему и хранению СПГ у берегов Хорватии (возле острова Крк) и Греции. Поставляемый на эти терминалы газ может пойти в Болгарию, Венгрию, Румынию, Молдавию, Сербию и балтийские страны, а также в Украину, сказал Хохштайн.

А еще через неделю последовал новый удар – Франция начала закупать сланцевый газ! Контракты заключили два энергогиганта, EDF и Engie, первые партии придут уже этим летом, и общий объем поставок составит не менее 50 танкеров. EDF подписала контракт на 20 лет, и планируется поставка 0,77 млн тонн (1 млрд кубометров) СПГ в год. Не так уж много, но обратите внимание на сроки французских и швейцарских контрактов – американский газ в Европе всерьез и надолго.

Да, против сделки выступила министр экономики и энергетики Франции Сеголен Руаяль, социалистка и бывшая гражданская супруга президента Олланда. Выступая перед Национальным собранием, она напомнила, что добыча газа методом гидроразрыва пласта во Франции запрещена, и пообещала поставить перед кабмином вопрос о полном запрете импорта. Возникают сомнения, однако, что ей удастся добиться запрета импорта сланцевого газа. Экономика не любит запретов, особенно в области энергоносителей.

Не прошло и месяца после французского нокдауна, как Россия получила еще один удар: Польша не намерена продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом». Покупать газ на свободном рынке проще и дешевле. Представитель польского правительства по вопросам развития стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский сообщил: «Если цена российского газа будет конкурентоспособной, мы не исключаем возможности его приобретения, но точно не в рамках долгосрочного соглашения».

Также Польша намерена построить трубопровод из Норвегии и увеличить импорт из Катара. Она завершает строительство СПГ-терминала и в случае нужды может полностью отказаться от поставок из России. Разумеется, российские комментаторы утверждают, что эти проекты невыгодны. Что русский газ в 2-3 раза дешевле катарского. Что нельзя так опрометчиво рвать старые связи: газ в Польшу начал поставляться еще во время Великой Отечественной войны, и пять лет назад эта страна занимала первое место среди государств Восточной Европы по объемам газового импорта. И так далее.

Да, все это было, но нападение Путина на Украину все изменило. И если российские официальные лица обвиняют США в начале газовой войны против их страны, то они правы. Американцы и не скрывают политической подоплеки своей экспансии. Ничего не поделаешь, газовый шантаж, этот привычный в руках Путина инструмент, вдруг ударил по самой России, и экспорт американского газа набирает обороты.

Да, полностью заменить «Газпром» на европейском рынке США пока не в состоянии, да и не ставят такой цели, но они уже отбили у него монопольные замашки и сбили цены. Если в апреле 2012 года на границе Германии российский газ стоил $452.5 за 1000 кубометров, и Алексей Миллер, председатель правления «Газпрома», обещал поднять цену до тысячи долларов, то к апрелю 2015 г. она упала до $266, а в апреле текущего года и вовсе до смешных $144,7. Причем не только по причине удешевления нефти (цены на газ связаны с ней), но и в результате конкуренции США.

И перспективы не радужны. В Греции началось строительство упомянутого Трансадриатического газопровода, по которому азербайджанский газ будет поступать в Италию и дальше. А Украина планирует уже к 2020 г. отказаться от российских поставок. Большая газовая война продолжается.

Автор: Юрий Кирпичев 
 
Источник: Московский комсомолец, 16.06.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики