Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ничего личного — бизнес: «Газпром» отказывается от газопроводов на Украину

Ничего личного — бизнес: «Газпром» отказывается от газопроводов на Украину

 

«Газпром» начинает сокращать мощности газопроводов в сторону Украины. В течение четырех лет российский госмонополист планирует ликвидировать 4,3 тыс. километров трубопроводов и вывести из эксплуатации 62 компрессорных цеха, к 2030 году — 10,7 тыс. километров трубопроводов. Такую презентацию оптимизации деятельности «Газпрома» представил на Петербургском международном экономическом форуме глава холдинга Алексей Миллер.

После сокращения через Украину можно будет поставлять по газопроводу Ямбург-Суджа всего 10−15 млрд. кубометров газа. Как говорится в презентации предправления «Газпрома», на такой шаг у компании есть веские экономические основания. Во-первых, транзит через Украину обходится по существующему тарифу в 1,6 раза дороже, чем поставки по «Северному потоку», а на оптимизации газотранспортных мощностей компания сэкономит до 2020 года $ 1,6 млрд., которые к 2030 году вырастут до $ 2 млрд. Кроме того, перераспределение газовых потоков Алексей Миллер объяснил смещением центра добычи газа из Надым-Пуртазовского района на Ямал и увеличением потребления в Северной Европе. Так как наибольший рост потребления происходит в Великобритании и Франции, то «Северный поток-2» станет идеальным новым транзитным маршрутом. Он позволит подавать газ по кратчайшему прямому пути из Ямала, говорится в презентации. При этом «Газпром» готов снизить свою долю в проекте ниже 50%, хотя и претендует на $ 6,9 млрд. дивидендов до 2045 года. BASF, E. On, Engie, OMV и Shell получат $ 7,3 млрд.

«Газпром» часто упрекают в том, что «Северный поток-2» является политическим проектом, задуманным чуть ли не для того, чтобы задушить Украину. А Алексей Миллер объяснил, почему новый транзитный проект является сугубо коммерческим и в нем нет ничего личного, только бизнес, — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Что мы имеем сегодня по Украине? «Газпром» несет затраты по эксплуатации газопроводов на территории России, а Украина ничего не делает по своей газотранспортной системе. Возможно, ведутся некие мелкие ремонты, однако ни о какой модернизации не слышно. К 2020 году закончится срок эксплуатации трех ниток (сейчас ресурс выработали два из трех основных газопровода в направлении Центральной Европы) газопроводов по территории страны, кроме той, по которой газ поставляется в Турцию и на Балканы. В ее модернизации в конце 90х годов участвовал «Газпром». При этом Украина хочет получать сверхприбыли и установила новые тарифы на транспортировку газа. Поэтому совершенно логично, что «Газпрому» выгодно оставить минимальные мощности для поставок газа в Турцию и на Балканы через Украину, а остальной объем перенаправить по «Северному потоку-2″. В нынешних условиях даже поставки газа на север Италии выгоднее и надежнее осуществлять по балтийскому маршруту».

Газопровод «Северный поток — 2» должен пройти параллельно уже существующим двум ниткам газопроводов из России в Германию по дну Балтийского моря. Его мощность — 55 млрд. кубометров в год, а предварительная стоимость проекта — 9,9 млрд евро.

Против строительства газопровода выступают такие страны ЕС как Эстония, Литва, Латвия, Чехия, Венгрия, Польша, Словакия и Румыния. Они считают, что «Северный поток-2» усилит зависимость Европы от российского газа, ослабит энергобезопасность стран Центральной Европы и приведет к дестабилизации ситуации на Украине. Такую позицию этих стран можно объяснить или антироссийскими мотивами или экономическими потерями, которые произойдут, если прекратится транзит газа через Украину. Сам Киев заявляет, что будет терять $ 2,2 млрд. ежегодно.

Берлин, от которого во многом и зависит положительное решение о судьбе «Северного потока-2», озвучил в начале июня три условия поддержки проекта. По словам министра экономики и энергетики ФРГ Зигмара Габриэля, газопровод должен соответствовать существующим в ЕС правилам, не должен каким-либо негативным образом повлиять на транзит газа через Украину и препятствовать поставкам газа в Восточной Европе.

«10−15 млрд. кубометров, конечно, не сохранение транзита через Украину. Ведь речь идет о том, чтобы Украина продолжала получать значительные средства для поддержки своей экономики, — считает Алексей Гривач. — Однако те $ 2 млрд, на которые рассчитывают в Киеве, сделают газ для Южной Европы „золотым“. Другое дело, что Европе, если она хочет сохранить украинский маршрут транспортировки, нужно думать о коммерческих вариантах. Украинской системе требуется дорогостоящая реконструкция газопроводов для надежной работы в долгосрочной перспективе. А чтобы гарантировать возврат этих инвестиций, необходим рост спроса на газ странах Юго-Восточной и Центральной Европы и новые контракты на его закупку».

С 1 января в пику договору «Нефтегаз Украины» и «Газпрома» Украина установила новые цены на транзит газа по территории страны. Если по контракту цена транспортировки составляет $ 27−30 за тысячу кубометров, то теперь Киев хочет получать значительно больше. Например, для нитки Суджа-Ужгород, по которой идет 80% транзитного газа, установили тарифы около $ 50 с учетом новых налогов.

«Доставка по «Северному потоку» при этом составляет около 2 долларов за 100 километров и эта цена ниже, чем даже по действующему контракту «Газпрома» и «Нафтогаз Украины», — говорит замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

В случае осуществления планов «Гапрома» по сокращению газотранспортных мощностей на Украину и строительства «Северного потока-2» украинские эксперты ждут для страны немало негативных последствий. «Кроме потери значительных для Украины средств от транзита газа, понадобится масштабная оптимизация газотранспортной системы и закрытие целых участков газопроводов. И, что самое главное, встанет вопрос повышения внутренних тарифов на транспортировку газа, что сделает его еще более дорогим для конечных потребителей. Это будет крахом той политики, которую ведут сегодня руководители энергетических компаний страны», — считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Источник: EADaily, 16.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики