Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Пакш» опять под вопросом?

«Пакш» опять под вопросом?

Глава «Росатома» и эксперты прогнозируют проблемы с реализацией российского проекта достройки венгерской АЭС

Казалось бы, вопросы по участию «Росатома» в строительстве и дальнейшем обслуживании новых  энергоблоков венгерской АЭС «Пакш» сняты, Европейская энергокомиссия согласилась с проектом России, а правительство Венгрии вообще всегда выступало за сотрудничество с нашей страной в атомной отрасли. Тем более, что достройка АЭС «Пакш» финансируется самим же подрядчиком: РФ выделила на эти цели кредит в 10 миллиардов евро. В общем, впору засучить рукава и  работать, чтобы утереть нос конкурентам и оппонентам, которые противились российскому участию в строительстве атомной станции «Пакш». Однако глава  «Росатома» Сергей Кириенко на днях выступил с тревожными заявлениями, которые свидетельствуют о том, что с АЭС «Пакш» не все так гладко, как на бумаге. По словам Кириенко, целый ряд заказчиков «Росатома» «говорят о том, что к ним поступают определенные сигналы  на предмет того, чтобы существенно ограничить сотрудничество с Россией». То, что речь в первую очередь идет именно о проекте АЭС «Пакш», пояснил связанный с «Росатомом» отраслевой эксперт  Станислав Митрахович. «У «Росатома» есть контракт в Венгрии, поэтому очевидно, что венгерское правительство будет подвергаться серьезному давлению со стороны Вашингтона и Брюсселя», — заявил Митрахович. По его словам, «одним из сигналов, что имеет ввиду Кириенко, является то давление, которое США оказывают на премьер- министра Венгрии Виктора Орбана и правящую партию «Фидес» по поводу контракта на строительство «Росатомом» АЭС «Пакш» в одноименном городе». Как далее поясняет Митрахович, «здесь у американцев очень много возможностей для того, чтобы вставлять России палки в колеса, например, навязать согласование этого проекта с европейской комиссией, а кроме того всегда могут быть придуманы другие аргументы, почему нельзя строить данную станцию на территории Венгрии». Эксперт считает, что «это не будет делаться на уровне официальных санкций, а будет просто отмечено, что этот проект должен быть закрыт по причине его несоответствия интересам Евросоюза в контексте снижения энергозависимости от России».

По этим заявлениям росатомщиков с достаточной долей уверенности можно говорить о том, что  с проектом «Пакш» что-то пошло не так. И это при том, что еще в прошлом году соответствующая структура ЕС «Евроатом» вроде бы согласовала строительство двух энергоблоков на АЭС в Венгрии по российской технологии. Проект с участием российской стороны был подтвержден во время визита президента Владимира Путина в Будапешт, а также совсем недавно – во время поездки в Венгрию главы МИД Сергея Лаврова. Много говорил о незыблемости этих договоренностей и венгерский премьер Виктор Орбан. Впрочем, при этом иностранные СМИ сообщали, что  Еврокомиссия инициировала антимонопольное расследование обстоятельств заключения сделки между Венгрией и «Росатомом», которая была заключена без тендера, зато под гарантии российской стороны о предоставлении кредита в 10 миллиардов евро. А власти Евросоюза еще в прошлом году взялись проверять  соглашение между Россией и Венгрией по проекту АЭС «Пакш» на соответствие правилам, определяющим порядок государственного субсидирования, а также поставок ядерных материалов из России. Похоже, что в результате этих проверок и расследований маятник проекта АЭС «Пакш» качнулся в сторону, противоположную интересам «Росатома». Как сказал, подытоживая сложившуюся ситуацию эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович,«отношение в Европе  к России совершенно другое, чем три года назад, а значит, аргументы США стали гораздо эффективнее». В общем, получается, что проект АЭС «Пакш» стал заложником большой политики, которая прежде редко вмешивалась в дела и контракты атомной отрасли.

Автор: Олег Данилов 

Источник: Политика.Ru, 16.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики