Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сложно наблюдать за циничным поведением Белоруссии и закрывать глаза на её выкрутасы»

«Сложно наблюдать за циничным поведением Белоруссии и закрывать глаза на её выкрутасы»

Намерение России сократить в третьем квартале поставки нефти в Белоруссию связано с непартнерским поведением Минск во многих вопросах, и это касается не только проблемы недоплат за российский газ, заявили EADaily 21 июня эксперты в области энергетики.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов убежден, что причина такого решения комплексная, и связана она со многими проявлениями непартнерского поведения Минска.

«Думаю, тут дело не только в долгах Белоруссии за газ. Хотя, конечно, это довольно раздражающий фактор. Белоруссия в очередной раз, на мой взгляд, поступила достаточно некрасиво. Есть действующий контракт, и в нем прописана формула цены. К тому же Белоруссия и без того получает газ по самым дешевым ценам из всех зарубежных стран. Но, тем не менее, она просто взяла и посчитала цену за российский газ по своей формуле, которой в контракте нет, то есть, по большому счету, так, как ей хочется. И начала платить столько, сколько ей кажется правильным», — констатировал Симонов.

Однако Симонов убежден, что недоплаты за газ — далеко не единственная причина решения о сокращении поставок нефти. «Мы знаем, что у нас традиционно возникают сложности с нефтью, поставляемой на белорусский рынок. Это история достаточно давняя. Мы поставляем нефть, у нас единое таможенное пространство. И Белоруссия хотела бы, чтобы нефть шла без пошлин, перерабатывалась на белорусских заводах и затем поставлялась в виде нефтепродуктов за рубеж, а все пошлины оставались бы в белорусском бюджете», — cказал он.

Кроме того, как отметил эксперт, существуют и другие противоречия в области экономического сотрудничества. Так, во время проведения белорусскими заводами модернизации российские компании, которые хотели бы принять в этом участие, традиционно проигрывают. «Когда Белоруссии что-то нужно получить, тогда в дело вступают политические факторы, а когда речь идет о тендерах или контрактах, то здесь сразу никаких особых отношений с Россией нет», — сказал Симонов.

По его мнению, у России накопилось уже много причин для того, чтобы попытаться напомнить Белоруссии о спорности ее позиции в отношениях с Москвой по многим вопросам. Однако, несмотря ни на что, Россия, по его словам, продолжает реализовывать достаточно амбициозные инвестиционные проекты на территории Белоруссии — например, строительство атомной станции

Оценивая правильность решения о сокращении поставок нефти, эксперт отметил, что есть две крайние точки зрения, касающиеся взаимоотношений России и Белоруссии. «Одна — Белоруссия наш политический партнер, и мы должны закрывать глаза на ее фокусы. Другая точка зрения - давайте исходить из коммерческих отношений и интересов. Сложно сказать, как правильно выстраивать отношения с Белоруссией. Сторонникам концепции дружеских, политических отношений, может быть, и неприятно смотреть на столь жесткую линию в отношении Белоруссии. Но, с другой стороны, постоянно наблюдать за ее циничным поведением довольно сложно. Может быть, мы пока и сами не знаем, как вести себя с партнерами, которые в реальности показывают, что никакими партнерами они не являются. Пока что какой-то методологии нет. Но я лично не являюсь сторонником того, чтобы закрывать глаза на ее выкрутасы», — резюмировал он.

Заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов убежден, что основная причина сокращения поставок нефти — это именно недоплаты Белоруссии за газ. На его взгляд, России уже давно было бы необходимо навести порядок в отношениях со своими белорусскими партнерами.

«Решение о сокращении поставок нефти связано, безусловно, с газовым конфликтом. В России есть много способов экономического воздействия на Белоруссию. Один из важнейших — доступ разных товарных позиций на российский рынок, а также поставки наших товаров в Белоруссию на льготных условиях. Это существенные источники заработка. Белоруссия всеми этими благами пользуется, но при этом всегда ищет незаконные или полузаконные лазейки и формулы своего обогащения, как это было, например, с вопросом „растворителей“ и „разбавителей“ (реэкспорт нефтепродуктов под видом другой продукции, в данном случае растворителей и разбавителей — прим. EADaily). По газу переговоры длятся уже долго, и переговорную позицию Белоруссии нельзя назвать конструктивной», — отметил эксперт. Он убежден, что решения о сокращении поставок нефти позволит стимулировать ход переговоров о недоплате за российский газ.

Как сообщало EADaily, Россия в третьем квартале намерена сократить поставки нефти в Белоруссию в 1,5 раза. Согласно заявлению вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, сокращение поставок нефти Белоруссии связано с тем, что Минск не доплачивает за потребляемый российский газ. Однако министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что уменьшение поставок нефти в Белоруссию не связано с газовым вопросом. По словам Новака, это связано в первую очередь «с общими нашими поставками нефти, с возможностями нефтепроводной системы», — цитирует Новака. Ранее «дочка» «Газпрома» компания «Газпром Трансгаз Беларусь» подала иск в белорусский арбитражный суд по поводу недоплаты за газ, поставленный белорусским предприятиям-потребителям. При этом сами белорусские власти отрицают наличие долга.

Источник: EADaily, 21.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики