Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Литва проиграла, «Нафтогаз» следующий: как «Газпром» ставит на место Европу

Литва проиграла, «Нафтогаз» следующий: как «Газпром» ставит на место Европу

Арбитражный суд Стокгольма не удовлетворил иск Литвы к «Газпрому». Вильнюс требовал компенсацию в размере 1,4 млрд евро, но остался ни с чем. Федеральное агентство новостей пообщалось с экспертом о том, на что вообще рассчитала Литва, не предъявив, по сути, ни одного аргумента, и будет ли этот пример уроком украинскому «Нафтогазу», который тоже судится с «Газпромом»

Министр энергетики Литвы Рокас Масюлис выступил перед журналистами, признав неудачу в стокгольмском арбитраже. Арбитры сочли требования прибалтийского государства бессмысленными, а их доводы о несправедливой цене на российский газ абстрактными и надуманными. Иск против «Газпрома» министерство энергетики Литвы направило суд в октябре 2012 года. 

«В каждом долгосрочном контракте прописан период, когда можно настаивать о пересмотре цены на газ. Когда после кризиса 2008 года стали расти цены на нефть, достигнув 100 долларов за баррель и выше, почти все потребители воспользовались этим правилом. Цена газа была привязана к цене нефти, и они требовали определенных уступок в базовых контрактах. И «Газпром», как правило, еще до суда шел навстречу», — комментирует преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

По его словам, Литва акцентировала внимание арбитров на том, что на газовых хабах, на стоковых площадках газ стоит дешевле. «Зачастую это действительно было так, но на хабах нельзя было купить тех же объемов, которые поставлялись по газопроводу из России, иначе бы все просто покупали себе газ на этих площадках. Плюс Литва сделала себе медвежью услугу: она арендовала СПГ-терминал у Норвегии и заключила с Осло контракт, по которому цена на газ была выше, чем контрактная цена на российское топливо, примерно в полтора раза. Естественно, в арбитраже возник вопрос: если вы считаете, что российский газ по своей цене завышен, зачем же вы тогда дороже покупаете у Норвегии и называете эту цену рыночной? И попытка освободиться от российской зависимости дорого обошлась Литве», — продолжает эксперт.

Какие-то параллели в этой связи можно провести и в ситуации с «Нафтогазом». Он судится с «Газпромом» в стокгольмском арбитраже с июня 2014 года из-за контрактов на поставку газа из РФ на Украину и транзит газа через территорию «незалежной» от 2009 года. 

«Последние их контракты отражают стоимость газа, который закупается в Европе, и он дороже российского. В начале квартала наш газ бывает дороже, чем поставки из Европы, но в конце квартала оказывается, что российское предложение выгоднее. Если Россия продает газ в Европу, там есть трейдеры, которые продают его потом обратно на Украину. Ясно, что газ в обход не может быть дешевле газа по прямой, то есть украинцы сами публикуют статистику, что они неправы. И тут у арбитража опять возникнет вопрос: где же справедливая рыночная цена, когда вы покупаете дороже в Европе», — считает собеседник ФАН.

В этом плане у Киева ущербная позиция. Сейчас там говорят, что Украина сильно переплачивала по контрактам раньше. «Но если мы поднимем старые контракты, то Украина никогда не платила по ним полностью. Например, в 2009 году, сразу после подписания, начались скидки по харьковским соглашениям (100 долларов за каждый кубометр) и потом скидки за счет снижения российской экспортной пошлины. Да даже если и платили, как Киев докажет, что кто-то их заставил подписать невыгодный для него коммерческий контракт? Никто на них не давил», — говорит Юшков

Значит, позиция Киева крайне слаба с точки зрения экономической логики, но Украина хочет выиграть иск за счет жалобы по политическим мотивам. «Дескать, Европа выделяет мало денег — не столько, сколько они рассчитывают: если вы тут нам не помогаете, то хотя бы засудите Россию, чтобы мы получили от них десятки миллиардов долларов, вам это все равно ничего не будет стоить. Киев уже на это делает ставку, увеличивая необоснованные претензии в сторону России. Ответные претензии нашей стороны обусловлены условиями контракта. Когда Украина не выбирает заказанный объем газа, прописанный в документе, она должна оплатить 80% его стоимости по условию «бери или плати». Поэтому «Нафтогаз» продолжает зарывать себя все глубже в этом вопросе», — резюмирует эксперт.

Автор: Дмитрий Пятов 

Источник: ФАН, 22.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики