Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Берлинский угол российских газовиков

Берлинский угол российских газовиков

«Северный поток-2» становится лакмусовой бумажкой отношений Кремля и Брюсселя

В июне в Берлине прошло несколько знаменательных событий в газовой сфере. В начале месяца состоялась вторая встреча российских думских депутатов с их немецкими коллегами. Напомним, что первая такая встреча была проведена в ноябре прошлого года и ознаменовала собой начало неофициальных межпарламентских российско-германских консультаций. Особенностью этих консультаций является то, что это новое явление в отношениях двух государств, кроме того, в таких встречах участвуют преимущественно энергетики. Поэтому встреча и была обозначена как заседания неформальной межпарламентской группы Россия—Германия по энергетике.

А в конце месяца в Берлине состоялась международная конференция «Перспективы энергетического сотрудничества Россия—ЕС. Газовый аспект». Состав такой конференции был не менее представителен. На ней присутствовал генеральный секретарь Форума стран — экспортеров газа Сайед Мохаммад Хуссейн Адели, российские министры, депутаты бундестага, видные представители Европейской энергетической хартии, нефтегазодобывающих международных корпораций, таких как BP, Wintershall, OMV, NGV Italy, «Газпром». Обсуждались вопросы о роли газа в достижении целей ЕС в области изменения климата (в том числе признание взаимодополняемости газа и ВИЭ), о принципах организации энергетического рынка Европы, о роли России в обеспечении надежности поставок газа на европейский рынок, о перспективах рыночных ниш для природного газа, о создании новых коридоров поставок газа из России в ЕС, их возможности или опасности.

Значение этой конференции, по словам Павла Завального, председателя Российского газового общества (РГО) и главы думского комитета по энергетике, состоит в актуальности обсуждения проблемы газоснабжения континента. Дело в том, что Европа вряд ли сможет обойтись без российского газа, и обеспечение безопасности его поставок является сегодня крайне актуальным из-за падения собственной добычи газа в Европе. Последние три такие конференции проводились в Брюсселе, но в прошлом году на фоне охлаждения отношений Европы с Россией по причине отказа от участия в них Европейского союза газовой промышленности (Еврогаза) такой форум не проводился. Вернее, согласно выпущенному пресс-релизу РГО, состоялась встреча представителей РГО и Еврогаза в узком кругу за закрытыми дверями без освещения в прессе. Именно поэтому в связи с острой актуальностью данной темы в текущем году было решено проводить данную дискуссию в Берлине.

Острота проблемы связана с начавшимся уже строительством газопровода «Северный поток-2». Как известно, в последние месяцы ожесточились нападки на этот проект как со стороны Комиссии ЕС в Брюсселе, так и со стороны ряда восточноевропейских государств. Наиболее ярыми противниками проекта выступают Украина, Польша и балтийские государства. Но если Украина и Польша опасаются за судьбу газового транзита в Европу, который приносит им неплохие дивиденды, то главным в позиции балтийских государств являются опасения насчет попадания Европы в энергозависимость от России. Хотя статистически Россия занимает примерно треть газового рынка Европы, и газ, который пойдет по новому газопроводу, должен будет возместить выбывающие объемы собственного европейского газа. Скорее всего за подобными опасениями стоят конкретные интересы американских производителей сжиженного газа, с которым они намерены пробиться в Европу. Ведь недаром же агентство Bloomberg, со ссылкой на данные МВФ недавно сообщало, что цена российского газа для европейских потребителей примерно на 20% ниже рыночных цен в самой Европе.

Однако России следует считаться с тем, что Брюссель намерен все активнее вмешиваться в решение проблем энергоснабжения Европы. Чиновники из Еврокомиссии намерены приложить руку и к частным контрактам, каким, по сути, является «Северный поток-2», и выдавать разрешение на их реализацию. А это будет означать полное прекращение рыночных условий энергоснабжения континента со всеми возможными чисто политическими решениями в ущерб экономической целесообразности.

С другой стороны, Брюссель хотел бы также по чисто политическим мотивам поддержать Украину как транзитную страну. Причем этот момент появился в высказываниях немецких лидеров совсем недавно и скорее всего связан с давлением как со стороны Киева, так и со стороны некоторых партнеров по ЕС. Именно поэтому недавно и федеральный министр экономики ФРГ Зигмар Габриель, да и депутаты бундестага, участвовавшие в берлинской неформальной встрече в начале июня, выступили с требованием, адресованным в первую очередь России, чтобы «Северный поток-2» не навредил украинскому транзиту. По мнению Завального, создание нового маршрута поставок российского газа не затронет интересов Украины. В плане сохранения надежности транзита через Украину существуют другие угрозы, и связаны они прежде всего с необходимостью скорейшей модернизации газотранспортной системы Украины. У самой Украины нет финансовых средств для этого, а ее европейские партнеры давать денег Киеву на это не спешат. Единственным вариантом в сложившихся условиях является предложенное в свое время создание консорциума с участием России, против чего украинцы активно выступают. Возможно, что как раз вступление в строй «Северного потока-2» и заставит Киев образумиться.

Несмотря на обширную программу берлинской конференции, в центре внимания собравшихся стояли практически два вопроса, связанные с газоснабжением континента. Это перспективы уже начавшегося строительства «Северного потока-2» и другие варианты снабжения Европы голубым топливом.

Надо сказать, что сомнений в том, что Европе потребуются достаточно большие объемы поставок, у участников дискуссий не было. Все различия сводились к сценариям энергетического развития и соответственно требуемым объемам. Например, нынешнее увеличение спроса на газ связывается с более суровой зимой, чем в прошлые годы, истощением собственных запасов газа в Северном море и нерентабельностью инвестиций в европейскую газодобычу в связи с низкой ценой нефти, к которой пока привязана и цена на газ. Так, по оценке Сайеда Мохаммада Хуссейна Адели, генерального секретаря Форума стран — экспортеров газа, мир после 2020 года может столкнуться даже с нехваткой газа, связанного с сокращением инвестиций в его добычу. И ситуацию можно будет исправить лишь к 2040 году.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), потребность Европы в газе будет расти умеренным темпом с 2011 до 2035 года примерно на 13%. Что касается конкретных данных, то они колеблются от 510,8 млрд куб. м в истекшем году до 556 млрд куб. м в 2020 году (оценки «Газпрома»), или даже до 600 млрд куб. м, по некоторым оценкам Комиссии ЕС.

Позиция России, озвученная на форуме Александром Медведевым, заместителем председателя правления «Газпрома», сводится к тому, что Россия готова наращивать поставки газа в Европу, поскольку располагает «достаточными доказанными запасами газа». России не нужно дополнительно ничего вкладывать, чтобы активировать100 млрд куб. м дополнительных мощностей. Александр Медведев озвучил именно эту цифру — 100 млрд куб. м, поскольку уже к 2035 году Европе, по его мнению, потребуется как раз 100 млрд куб. м газа дополнительно, под которые сейчас нет мощностей ни у одного поставщика, кроме России. Понятно, что, если исходить из таких показателей, то себя оправдает не только «Северный поток-2», но и другие проекты. Для этого как раз и могут служить как «Северный поток-2», так и проект Балтийского СПГ с целевыми поставками в те европейские государства, куда не доходят российские газопроводы, — Испанию, Португалию и Великобританию. Хотя сейчас в связи с выходом Великобритании из ЕС могут появиться и другие возможности, например, строительство ответвления от «Северного потока». Все зависит от урегулирования британского «развода» с остальной Европой, в том числе и в части Третьего энергопакета. Но главное, что при таком предполагаемом спросе даже наличие «Северного потока-2» (55 млрд куб. м газа в год) и Балтийского СПГ (10–15 млрд куб. м в год) не сможет удовлетворить все потребности европейских стран.

Отсюда возникает идея возрождения в какой-то форме проектов «Южного потока» или «Турецкого потока». Дело в том, что попытка их заместить поставками газа из Азербайджана через газопровод TANAP, по мнению, в частности, участника дискуссии Тима Келлера, председателя ассоциации «Будущее природного газа», маловероятна из-за недостаточной мощности планируемого газопровода (16 млрд куб. м в год). К тому же российские участники дискуссии постоянно указывали на трудности реализации добычи газа на азербайджанском месторождении «Шах-Дениз-2», что вообще ставит под сомнение реальность азербайджанских поставок в Европу. Некоторые российские участники даже ссылались при этом на то, что Азербайджан намерен закупать российский газ, чтобы закачивать его в свои нефтеносные пласты для повышения их отдачи.

Интересно отметить, что, как считает Владимир Фейгин, сопредседатель Консультативного совета по газу и президент Российского института энергетики и финансов, без достаточного количества газа Европа не сможет выполнять и свои климатические обязательства.

На сегодня главным конкурентом для российского газа в Европе остаются поставки СПГ из США, Австралии и Катара. Но в данном случае, отмечали многие участники конференции, решать должен рынок, или, другими словами, цена. С точки зрения главы австрийского нефтегазового концерна OMV Райнера Зеле, поставки СПГ в Европу выходят за рамки дискуссии об энергобезопасности. Если «Газпром» будет поставлять конкурентоспособный газ, то решать будет рынок, а не политики.

Первые поставки американского СПГ должны были прийти в эти дни в Португалию, но поставщик, как сообщил на конференции Александр Медведев, предпочел перенаправить газовозы на Ближний Восток, где цены на СПГ выше, чем в Португалии. Тем не менее сейчас Еврокомиссия предпочитает делать ставку на СПГ и так называемый южный коридор (поставки газа из Азербайджана). Как он считает, если исключить вариант насильственного экспорта СПГ из США, то возможности поставок американского СПГ в Европу экономически ограничены. Он, конечно, связывает это обстоятельство с ценой газа и перспективами развития добычи сланцевого газа в США. Но мировой рынок в части газа в значительной степени зависит от транспортных расходов. Однако в данном случае имеются различные оценки экспертов, и они прозвучали на конференции.

С точки зрения Владимира Дребенцова, вице-президента компании BP Russia, себестоимость производства американского сжиженного газа в силу технологического прогресса постоянно падает. Именно это обстоятельство и позволяет США наращивать ресурсную базу. Дребенцов назвал сегодняшнюю себестоимость добычи в США в пределах 3 долл. за 1 MMBtu (британская тепловая единица), или около 105–108 долл. за 1 тыс. куб. м. Правда, в своем выступлении Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, оспорил это утверждение и увеличил этот показатель вдвое. Но к этому необходимо добавить стоимость очистки характерного для США жирного газа, его сжижения и поставки. Поэтому, по мнению Дребенцова, России предстоит острая конкурентная борьба на европейских рынках сбыта. Однако он полагает, что трубопроводный газ и к 2035 году будет в Европе доминирующим.

Автор: Олег Никифоров

Источник: Независимая газета, 27.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики