Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставке мешает доставка, или Как Россия хочет Индии газ отправлять

Поставке мешает доставка, или Как Россия хочет Индии газ отправлять

Важнейшие для Индии переговоры по поставкам российского газа пройдут в Нью-Дели в ближайшие несколько дней.

Пока Индия заявила о ежегодной потребности в импорте 20-30 млрд куб газа, но поскольку намечается значительный рост экономики, а вместе с тем и энергопотребления, то перед страной встал вопрос выбора надежных поставщиков. Россия входит в число главных кандидатов на заключение долгосрочных контрактов.

Увеличение поставок природного газа вписывается в энергетическую политику страны. Большую часть потребностей страны пока покрывает уголь, но Индия намерена заместить его природным газом. А так как страна добывает только половину необходимого объема, она остро нуждается в надежных поставках.

Преподаватель Финансового университета при правительстве Российской Федерации Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пояснил, что идея сотрудничества с Индией — это политический проект, который следует логике создания БРИКС, расширения ШОС за счет включения туда Индии и Ирана, как некого альтернативного центра силы, клуба незападных стран. Тоже самое происходит и на уровне энергетики.

«С одной стороны сотрудничество с Индией в сфере энергетики вполне логично, поскольку Индия активнее потребляет электроэнергию, нефть, газ и становится новым драйвером роста в мировом потреблении углеводородов после Китая, который снижает объем потребления. Индии, наоборот, мало потребляет, но при этом темпы роста довольно высокие и можно предположить, что по мере того, как будет проходить электрификация страны, ей потребуется больше газа. Для России же вполне логично стремление выйти на этот рынок сбыта, хотя при более пристальном рассмотрении проектов становится ясно, что может возникнуть много проблем, связанных, в первую очередь, с удаленностью Индии. 

Строить газопровод — это нереальная идея с точки зрения технической реализации. Если брать месторождения Западной Сибири, которые могут давать дополнительные объемы добычи, то газопровод надо прокладывать чуть ли не с Ямала и через всю Россию, Среднюю Азию и Афганистан, где безопасность не гарантирована. Стоит учитывать давнее стремление Туркмении построить газопровод в Индию с тем, чтобы диверсифицировать рынок сбыта. И, вполне вероятно, что Туркмения может не пропустить газопровод по своей территории.

Если пробовать зайти с северо-востока, то такой проект еще более сложен с технической точки зрения. К тому же трубопровод будет иметь слишком большую протяженность, а значит это неминуемо отразится на конечной стоимости газа.

Другой вариант — поставка сжиженного природного газа (СПГ). Есть три проекта по СПГ. На Ямал СПГ есть небольшие объемы и здесь намечается сооружение второго СПГ завода с условным названием «Арктик СПГ». Строительство начнется лишь после 2020 года, но две индийские компании уже проявляют интерес к данному проекту. Если говорить о поставках из Ямала, то возможна обменная операция из Ямала в Европу по контрактам с Катаром. Страны, которые заключили соглашение с Катаром, получают физический газ из Ямала, а Катар мог бы поставлять сопоставимые объемы в Индию. Но Катар — политически агрессивная страна и ни с кем пока договариваться не собирается.

Могут пойти какие-то небольшие объемы поставок СПГ в Индию с Дальнего Востока, благодаря проектам Сахалин-1 и Сахалин-2. Но это не более 5 млрд куб м в год.

«Роснефть» планирует построить вместе с Exxelmobil «Дальневосточное СПГ», на котором можно будет добывать 15 млрд куб м газа. Гарантий, однако, что весь объем добычи пойдет в Индию, нет никаких. Скорей всего, газ «Дальневосточного СПГ» пойдет в Японию, Южную Корею, Китай и только частично в Индию.

Катар уже поставляет большие объемы газа в Индию, которой значительно удобнее покупать газ у Катара и Ирана, чем у России или Туркменистана. Плюс такой ситуации в том, что, чем большие объемы газа Индия будет закупать у Катара, тем меньше этот газ будет выходить на рынки Европы, Японии и Китая, а значит эти страны открыты для российского газа. Такое разделение рынков даже более предпочтительно для России, чем поставки на газовый рынок Индии.

Если подводить итог, то можно предположить, что реальные поставки российского СПГ в Индию могут начаться не раньше 2023 года", — резюмирует эксперт.

Строительство трубопровода из России в Индию неоднократно обсуждалось, но ввиду высокой стоимости проекта и низких цен на энергоносители, от проекта желательно либо отказаться, либо отложить и дождаться более благоприятной конъюнктуры. Напомним, что в 2015 году во время переговоров по поводу строительства трубопровода из нашей страны в Индии, состоялся обмен техническими и экономическими аспектами проекта, который на тот момент оценивался в 40 млрд долларов.

Автор: Яна Бондарева

Источник: Экономика сегодня, 27.06.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики