Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Компании против политиков: кто управляет нефтегазовым бизнесом в Европе

Компании против политиков: кто управляет нефтегазовым бизнесом в Европе

Польский оператор Gaz System подал заявку на ежегодную поставку 11 млрд. кубометров газа из Германии с 2023 года. Когда эта информация стала общеизвестна, как и то, что эти объемы голубого топлива можно будет получить только из газопровода «Северный поток-2», министерство энергетики Польши выступило с опровержением. Так польский оператор оказался заложником политики Варшавы, которая заявила о том, что собирается отказаться от российского газа. Но всегда ли политика берет вверх над нефтегазовым бизнесом? Эксперты считают, что нет.

«Принятие решений — компромисс между политикой и бизнесом. И одной политической воли не всегда достаточно, — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Хороший тому пример — проект Nabucco по поставке азербайджанского газа в Европу. Политической поддержки было с лихвой, а ресурсной и коммерческой мало. Поэтому компании отказались осуществлять проект и он встал».

Частные и государственные

Сегодня энергетические компании все чаще становятся перед непростой дилеммой: интересы акционеров, потребителей и бизнес или геополитические устремления властей, у которых достаточно рычагов давления. Осообенно это касается компаний Восточной Европы.

«Каждый случай индивидуален. Многое зависит от того, является ли компания частной или государственной. Показательная ситуация складывается с литовским терминалом СПГ, который должен стать символом независимости страны от России. Газ из него дорогой и покупать его согласилась только государственная компания. Частным это не выгодно и они отказались», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ и преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Еще один пример — украинский государственный монополист «Нефтегаз Украины». В 2015—2016 годах компания активно закупала реверсный газ из ЕС и его поставки обошлись ей на $ 125 млн. дороже, чем если бы она приобретала «голубое топливо» в России.

Обратный пример — частная российская компания «Лукойл». Когда в 2010 году Виктор Янукович выиграл выборы президента Украины и отношения с Россией улучшились, «Лукойл» допустили в украинский сектор шельфа Черного моря. Киев одобрил создание совместного предприятия между российской компанией и крымским «Черноморнефтегазом» по освоению Одесского, Безымянного и Субботинского месторождений. Дальше экспертных заседаний, однако, дело не пошло. Российские специалисты посчитали, что проекты коммерчески не выгодны и просто затянули переговоры по проекту, который должен был показать новый уровень сотрудничества между Россией и Украиной. А потом и украинское правительство отменило собственное постановление.

Еще один политический, но не экономический проект, — проект газопровода по поставке азербайджанского газа в Европу Nabucco. Его возглавляла частная австрийская компания OMV, которая отказалась от него, когда экономическая целесообразность газопровода стоимостью 8−14 млрд евро оказалась под сомнением. В такой же ситуации находится сейчас и «Южный газовый коридор», ставший заменой Nabucco. Подтверждения ресурсной базы и полного финансирования проекта ценой $ 45 млрд. нет, однако он идет. Возможно, причиной тому является то, что основными акционерами «Южного газового коридора» выступают государственные компании Азербайджана и Турции, Socar и Botas. Они не могут не держаться в фарватере политики властей своих государств.

Восточная и Западная

Где сегодня много политики, так это в газовой отрасли. В использовании ее в качестве инструмента международного давления обвиняют сегодня многие поставляющие страны и компании. Например, российский «Газпром».

 — В этом есть часть правды, однако политическую составляющую надо искать не только у поставщика, но и у потребителя, — говорит ведущий аналитики ФНЭБ Игорь Юшков. — Примером тому может служить проект польского терминала СПГ. Поляки заведомо согласились покупать более дорогой катарский газ, чтобы снизить зависимость от России. В случае же с польским оператором по закупке газа из Германии компания решила узнать, где можно взять дополнительные объемы и выяснила, что это — «Газпром». А политики их одернули и от них теперь будет зависеть, что победит: экономика или политика.

Эксперт при этом считает, что в вопросе «политика-бизнес» Европу необходимо четко разделять на Восточную и Западную. «В странах Восточной Европы превалирует политика. Им необходимо занимать свое место на мировой сцене и зачастую это делается с помощью антироссийской риторики, — говорит Игорь Юшков. — У стран Западной Европы, где превалирует экономика, такой проблемы нет. Там побеждает бизнес, когда дело доходит до денег».

Показательным примером может служить заявление канцлера Германии Ангелы Меркель о проекте «Северный поток-2». «Я четко указала, что считаю его („Северный поток-2“) экономическим проектом. Предприниматели, в том числе немецкие, выступили с запросом о строительстве второй трубы „Северного потока“, то есть „Северного потока- 2“, это австрийские предприниматели, это Shell, и это немецкие предприниматели» — передает слова канцлера агентство ТАСС. Напомним, что, кроме «Газпрома», список акционеров проекта «Северный поток-2» состоит из таких гигантов как немецкие E. ON, BASF/Wintershell, нидерландско-британская Shell, австрийская OMV и французская ENGIE.

Слишком самостоятельные

России приписывают тотальное использование энергетики в политических целях. Чего только стоит газовый конфликт с Украиной в 2009 году, когда Москву обвинили в прекращении поставок газа по политическим мотивам, хотя речь шла совсем о другом — Киев банально не рассчитался за поставленный газ. При этом российские компании все-таки подвержены политике, если речь идет о решениях, которые приняты на уровне президента. Заморозка «Турецкого потока» после того, как сбили российский самолет в Сирии, — общеизвестный факт.

 — Но есть и исключения. Когда дружба с Россией была еще на высоте и был жив Чавес, в Венесуэле создали «Национальный нефтяной консорциум». В него вошли «Газпром нефть», «Лукойл», «ТНК-ВР» и «Сургутнефтегаз», — рассказывает Игорь Юшков. —  Однако последние оттуда вскоре вышли, так как считают Россию зоной своих интересов и, как оказалось после санкций, не прогадали. Потом вышел и «Лукойл», но уже чисто по экономическим причинам".

Впрочем, проблемой России эксперт считает не зависимость компаний от политики, а излишнюю их самостоятельность.

«Сахалин. „Роснефть“ и „Газпром“ борются за то, чтобы каждый из них построил свой собственный СПГ. Далее — север России. Когда „Новатэк“ заявил, что газ с „Ямал СПГ“ будет поставляться и в Европу, „Газпром“ ответил, зачем, ведь у нас будет „Балтийский СПГ“, — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. —  Что это значит? Каждая компания тянет одеяло на себя, а в России до сих пор нет единой энергетической стратегии».

Для страны, где налоги и сборы с нефтегазового сектора по-прежнему составляют около половины доходов федерального бюджета, это вряд ли лучше, чем зависимость бизнеса от политики.

Источник: EADaily, 29.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики