Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Паразитизм по-украински: как Гройсман вымогает у Европы российские деньги

Паразитизм по-украински: как Гройсман вымогает у Европы российские деньги

Украинский премьер Владимир Гройсман выступил с очередным спекулятивным заявлением по поводу проекта «Северный поток-2».

По мнению Гройсмана, реализация «Северного потока-2» станет угрозой энергетической безопасности Европы, поскольку создаст еще один фактор зависимости от «Газпрома» как монопольного поставщика и транзитера газа в страны Европейского союза.

При этом, Гройсман считает, что перед Европой сейчас стоит задача диверсификация газовых поставок в страны Евросоюза, из-за чего Брюсселю нужно использовать газотранспортные возможности Украины.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что, на самом деле, главная цель европейских потребителей заключается не в диверсификации поставок в Европу, а в гарантированном получении нужных объемов природного газа из России.

«В этом плане европейские потребители, конечно, заинтересованы в первую очередь в том, чтобы никаких рисков в виде посредников, которые постоянно выдвигают политические или экономические требования, на практике не было. Поэтому для европейцев надежней покупать газ уже непосредственно в Евросоюзе, когда он уже пришел туда по «Северному потоку-1» или в перспективе по «Северному потоку-2», чем как-либо зависеть от украинской стороны. Так что, в этом плане наличие Украины в качестве транзитера газа Евросоюзу как раз очень сильно мешает», - резюмирует Юшков.

Впрочем, по словам Юшкова, здесь также присутствуют другие группы интересов, которые хотят «записать» транзит российского газа на Украину, чтобы он и дальше шел через эту страну.

«Другой вопрос, сомнительно, чтобы кто-то в Европе хотел бы использовать Украину в качестве, например, способа выбить у России лучшие цены на газ. Ни одна из европейских компаний, которые требуют у России скидки на газ, не подразумевает в своих аргументах украинский фактор. Непосредственные партнеры «Газпрома», конечно, так не думают, но есть европейские и американские силы, причем в большей степени из США, которые считают, что если заставить российскую компанию подписать новый контракт на транзит газа через Украину, то существование украинской газотранспортной системы на практике обретает вполне конкретный смысл», - констатирует Юшков.

По мнению Юшкова, это может позволить в будущем западным агентам выкупить акции украинской компании, которая отвечает за транзит газа через эту страну, и в итоге самим требовать и получать деньги от России.

«Новое законодательство Украины подразумевает возможность создания нового газотранспортного оператора, где 49 процентами акций могут владеть иностранные структуры. Соответственно, если «Газпром» подпишет новый долгосрочный контракт на транзит газа через Украину, то тогда, можно предположить, этот закон будет изменен, вплоть до того, что западные компании получат возможность приобрести до ста процентов акций подобного оператора. Конечно, такой оператор управляет, а не владеет газотранспортной системой Украины, но формальное владение здесь и не обязательно. Главное ведь получать деньги за прокачку газа в Европу от России», - заключает Юшков.

Юшков отмечает, что эти две группы интересов сейчас активно борются в Евросоюзе, чему свидетельством и являются все эти заявления по поводу российского проекта «Северный поток-2».

«Интересно, что здесь главными лоббистами украинского варианта являются американские политические круги, которым на деле все равно, прервется транзит газа в Европу или не прервется. При этом, все понимают, что если нового долгосрочного контракта с Украиной не будет подписано, то украинская труба теряет всякий смысл и превращается в металлолом. Поэтому никто не спешит входить в капитал этого оператора, который рискует превратиться в ненужную трубу, так что, все заинтересованные лица сейчас ждут того, как будут развиваться события», - резюмирует Юшков.

Юшков считает, что при нынешнем раскладе, в случае реализации «Северного потока-2», скорее всего, «Газпрому» придется все равно сохранить транзит газа через Украину, чтобы подпитывать газом хотя бы Турцию, а это 10-15 млн кубов, которые останутся у Киева.

«Пока на деле расклад такой, хотя если в ближайшее время будет сближение России и Турции, то возможна реанимация «Турецкого потока» и в итоге Украина через несколько лет останется вообще ни с чем, т.е. с грудой металлолома. Поэтому слова Гройсмана можно интерпретировать, как претензии Киева, которые заключаются в том, что Брюссель обещал деньги, но не дал, а теперь из-за новых газовых проектов России и Европы Украина останется вообще без какого-либо валютного дохода. Так что, логика у Гройсмана очень простая, если Европа не хочет давать Украине денег, то пусть сделает так, чтобы их в итоге давала Киеву Россия», - констатирует Юшков.

Примечательно, что вся эта проблема также упирается в тот фактор, что украинская газотранспортная система постепенно утрачивает свой ресурс и требует серьезного ремонта, поэтому даже если Украине удастся сохранить транзит газа из России, то непонятно, кто будет в итоге вкладывать средства в эту инфраструктуру.

«Пока нельзя говорить, что газотранспортная система Украины прямо сейчас развалится и не сможет функционировать, но, в любом случае, в нее необходимы большие вложения, поскольку по большому счету после распада СССР никто там ничего не делал. Россия, конечно, предлагала здесь в начале нулевых два варианта по новому подходу к этому вопросу. Либо создание двустороннего или трехстороннего оператора, который будет контролировать транзит газа через Украину, либо вообще продажа всей этой системы «Газпрому», как это, в свое время, произошло в Белоруссии. Украинцы, естественно, отказались, заявив, что эта газотранспортная система является символом их суверенитета, который, как мы видим, сейчас постепенно превращается в металлолом», - заключает Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 29.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики