Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: «Для Эрдогана признать свою неправоту — чудовищная катастрофа»

К. Симонов: «Для Эрдогана признать свою неправоту — чудовищная катастрофа»

Путин и Эрдоган договорились о встрече. Телефонная беседа стала возможной после того, как президент Турции обратился в письме к главе РФ. Накануне в Стамбуле был совершен теракт, это стало одной из тем обсуждения политиков

Путин и Эрдоган договорились о личной встрече, сообщает Reuters со ссылкой источник в администрации президента Турции. Телефонный разговор между главами двух стран продолжался почти 45 минут. 

Турецкие СМИ, ссылаясь на утечки из администрации Эрдогана, уже успели назвать переговоры продуктивными и позитивными. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сказал лишь, что подробности беседы будут преданы огласке чуть позже.

Этот телефонный разговор стал первым за семь месяцев. В последний раз лидеры двух стран общались в ноябре прошлого года на саммите «Большой двадцатки». Буквально через несколько дней после этого турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24. Как заявлял Эрдоган, сразу после инцидента он пытался дозвониться до Путина, но тот не ответил.

Теперь переговоры состоялись про инициативе российской стороны. Это стало возможным после того, как Эрдоган обратился с письмом к Путину, в котором то ли извинился, то ли не извинился за сбитый Су-24. Споры об этом не утихают вторые сутки.

Президент России выразил главе Турции соболезнования в связи с терактом в Стамбуле. Это произошло в ходе их телефонной беседы. Переговоры в этом формате были анонсированы накануне. Подчеркивалось, что разговор состоится по инициативе Москвы. Накануне в аэропорту Стамбула произошел теракт. В результате нескольких взрывов погибли более 40 человек, среди них иностранцы: в частности, граждане Украины и Ирана. По данным CNN Turk, теракты могли совершить выходцы из других стран.

Среди более чем полутора сотен пострадавших есть россиянин, он получил ранение в ногу, угрозы для его жизни нет. Возможно, пострадали граждане Грузии.

Можно ли было извлечь из письма Эрдогана больше пользы? Этот вопрос Людмила Шаулина обсудила с политологом Константином Симоновым.

Турки вчера отступили по всем фронтам. Сначала зазвучали слова о том, что Анкара не будет платить компенсацию, хотя до этого такая готовность была объявлена на официальном уровне, потом пошли споры, кто, за что и перед кем извинялся. Создается ощущение, что в Москве слишком радостно отреагировали, что можно было спокойно принять сам факт письма, чтобы потом в случае чего сказать, извинился перед семьей, а мы большего и не требовали. Как вам кажется, к чему в итоге придут стороны?
 
Константин СимоновКонечно, Москва восприняла эти извинения как победу, потому что логика отношений — может грубо, но назовем их пацанскими, когда, собственно, очень важно личное слово, а затем и личное дело, — вот то, что сделал Эрдоган в ноябре 2015 года, Путин, действительно, искренне воспринял как предательство, как удар в спину. И в данном плане это не были какие-то общие фразы, когда он об этом говорил. Естественно, в логике Путина, вот тот, кто сделает первый шаг навстречу, тот и будет выглядеть проигравшим в этой истории. Рано, не рано — можно обсуждать, и насколько искренни были извинения Турции, просто мы должны понять, что Эрдоган, в общем-то, по психотипу — политик, похожий на Путина, по психологии. И в этом плане для него извиниться и признать свою неправоту — это чудовищная катастрофа. То, что он прислал такое письмо, уже означает на самом деле, что ситуация развивается достаточно критическим образом для Турции — это факт. И то, что вчера произошло в Стамбуле, только подтверждает очень простую вещь: Эрдоган наломал кучу дров в своей внешней политике. Ясно совершенно, что не надо было играть в эти сирийские истории. Он реанимировал курдскую тему, опять возник призрак курдского сепаратизма внутри Турции, возникла тема возможного создания единого Курдистана. Он ошибся, на мой взгляд — и с конституционной реформой внутри, и окончательно, я думаю, его добил «Брекзит». Почему? Потому что «Брекзит» означает отказ Европы от принятия новых членов, это очевидно. После выхода Британии никакой Турции, никакой Украины там в помине не будет. И что в этой ситуации делать? В этой ситуации — да, он вынужден отступать, но психологически отступать ему очень тяжело. Поэтому я понимаю, что он направил телеграмму, когда российская сторона, естественно, об этом стала трубить, вот и тут начались истории, что, ну, мы не заплатим, зато компенсацию. Сейчас, на самом деле, мы видим, что Путин позвонил Эрдогану. Путин это воспринял как поражение Эрдогана и готовность решать вопросы с Путиным. Готов простить Эрдогану вот эту историю.
 
А во всей этой ситуации что стоит делать Москве, как правильно себя вести, чтобы извлечь максимум из нынешнего состояния?
 
Константин СимоновМне сейчас кажется, самый правильный подход заключался бы в следующем: мы бы приняли извинения турецкой стороны, показали бы, что мы все-таки заставили Турцию извиниться, и дальше постепенно начали бы разблокировать экономические отношения и вернулись бы к теме: бизнес как обычно. И это, кстати, был бы хороший сигнал для истории нас с Европой, потому что там от нас ждут каких-то действий, но мы тоже готовы какие-то вещи делать навстречу, и по «Минску-2», я думаю. И, кстати, риторически, вот смотрите, Путин на форуме заявил: мы согласны с тем, что США — единственная сверхдержава. Я думаю, что это тоже ему непросто дается. И вернуться к теме бизнеса — значит, показать пример европейцам: ребята, ну сколько можно заниматься этой ерундой, давайте уже вместе делать деньги, и только экономика нас может вытянуть из той политической пучины, в которую мы попали.

Как турецкие, так и американские спецслужбы заявляют о причастности к произошедшему запрещенной в России группировки «Исламское государство». Ответственность за атаку на себя пока не взял никто. Наблюдатели называют недавнее восстановление отношений Турции и Израиля и почти одновременное взятие Анкарой курса на нормализацию связей с Москвой одной из причин трагедии.

Сколько времени может занять подготовка такого теракта? Атака была совершенно не сложной и вполне может быть связана с внешней политикой, считает президент международной ассоциации ветеранов спецподразделений «Альфа» Сергей Гончаров: «Я не думаю, что это требовало каких-то особых усилий по времени, потому что в наличии имеются люди, так называемые шахиды-смертники. Как их ни называйте, они в любом случае есть. Приобрести оружие в Турции совершенно не проблема. И третье: наверное, та система безопасности и вообще вся система спецслужб в Турции, она у меня вызывает серьезные опасения, потому что за последнее время Турция стала страной, в которой теракты происходят постоянно. Конечно, этим отморозкам из ИГ не нравятся переговоры между Путиным и Эрдоганом, и они не хотят, чтобы Россия и Турция наладили свои отношения. Возможно, этот теракт и готовился, но я думаю, что это произошло в какой-то степени спонтанно, именно под ту проблему, которую мы с вами сейчас обсуждаем. Это даже не теракт, это террористическая атака. То есть забежали, постреляли, взорвали, взорвали сами себя. Я не вижу такой особой подготовки, которая бы требовала кропотливой работы, какого-то анализа, какой-то ситуации, когда надо было проникнуть, что-то изучить. Это был обыкновенный террористический налет». 

Источник: BFM.RU, 29.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики