Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рецепт успеха — консерватизм

Рецепт успеха — консерватизм

Аналитик Александр Пасечник — о поводах для оптимизма в ПАО Газпром»

Годовое общее собрание акционеров ПАО «Газпром», состоявшееся в Москве в головном офисе компании, стало удобным случаем подчеркнуть успехи, которых добилась компания в непростое время — период действия экономических санкций и посредственная ценовая конъюнктура цен на газ. Традиционной же интриги с формированием и утверждением нового состава совета директоров «Газпром» в этот раз решил не создавать.

Глава концерна Алексей Миллер выступил с «ударным» развернутым докладом о достижениях холдинга с жизнеутверждающим названием «Газпром-2015 — устойчивость курса».

Миллер остановился на многочисленных благополучных моментах: денежный поток положительный в течение 10 лет, инвестиционная программа динамично реализуется и ее объем тоже в приемлемых пределах, дивидендные выплаты по итогам 2015 года будут выше почти на 10% по сравнению с предыдущим; плюс ко всему — год от года фиксируется прирост ресурсной базы. Так, коэффициент воспроизводства запасов природного газа в 2015 году составил 1,27, а жидких углеводородов — 1,62. Тренд же с ежегодным опережением прироста запасов газа «Газпрома» по отношению к объемам собственной добычи берет начало с 2005 года.

Кроме того, Алексей Миллер отметил и внушительный резерв в добычном потенциале. По его словам, производственные возможности «Газпрома» в годовом исчислении более чем на 150 млрд кубометров газа превышают факт. И эти резервы вскоре будут задействованы — глава компании верит, что спрос будет расти, причем как в Европе, так и в странах АТР.

Насколько обоснован этот оптимизм?

По Старому Свету сомнений почти нет — в Европе усиливается тенденция к падению внутренней добычи. Например, 24 июня власти Голландии сообщили, что добыча на крупнейшем в Европе континентальном месторождении газа Гронинген будет снижаться и в связи с этим готовится решение об ограничении, которое может вступить в силу уже с 1 октября этого года; хотя объясняют свои действия Нидерланды якобы участившимися в регионе добычи землетрясениями, а не качественным состоянием месторождения — его истощением.

Но вот декларация «Газпромом» скорых подвижек на Востоке — пока все-таки больше в статусе пожеланий. Здесь ожидания умеренные. Однако не спешить с поставками голубого топлива в Китай по строящейся газомагистрали «Сила Сибири» юридически позволяет контрактный лаг — первый газ Поднебесная может увидеть не в 2019 году, как рапортовали стороны сразу при заключении контракта, а в 2021 году — тогда эту оговорку при общем триумфе топ-менеджеры и чиновники учтиво опускали при публичных комментариях газовой мегасделки.

Этот задел во времени способен в конечном счете компенсировать «Газпрому» дополнительные издержки, которые спровоцировал глобальный конъюнктурный спад на энергетическом рынке, начавшийся в середине 2014 года и продлившийся как минимум до весны 2016 года. Теперь на рынок нефти вернулся восходящий тренд: цены на нефть во II квартале восстановились после почти двухлетнего падения за счет сокращения излишков  черного золота. Так, нефть Brent за апрель–июнь подорожала на $10, или на 25%, почти до $50 за баррель. Цена на сорт сырья WTI за этот же период выросла на $9,99, или на 26%, выше $48 за баррель, что стало самым сильным квартальным ростом в процентном выражении с 2009 года. Наряду с этим отмечен и рост цен на природный газ. На Нью-Йоркской товарной бирже фьючерсы на газ с начала года выросли на 25%.

И хотя неопределенности в плане дальнейшего ценообразования на энергоресурсы меньше не стало, надо понимать, что цикличность мировой экономики и отсутствие технологических прорывов в альтернативной энергетике позволяют в большей степени рассчитывать на продолжение восстановления энергетических рынков в среднесрочной перспективе, нежели на новую фазу рецессии.

Это отразится и на газовых ценниках для Поднебесной, которые формульно жестко привязаны к стоимости нефтяной корзины. Логично, что на это ставит и госконцерн: и не случайно Алексей Миллер завершил доклад контекстным девизом: «Газпром» идет на Восток!»

Что касается нового состава совета директоров «Газпрома», то здесь последовали некоторые перемены. В список включили главу Минэкономразвития Алексея Улюкаева, который заместил «долгожителя» с членским стажем почти в 20 лет Фарита Газизуллина.

Еще одно место, остававшееся вакантным с конца прошлого года, занял предправления Россельхозбанка Дмитрий Патрушев. Остальные девять кресел остались за своими прежними хозяевами — членами совета директоров, — они были переизбраны.

Сам совет директоров ПАО «Газпром» избрал своим председателем Виктора Зубкова. Его замом в совете избран председатель правления ПАО Алексей Миллер.

Таким образом, говорить об изменении подходов к администрированию или о смене курса монополии оснований нет. Конечно, Алексей Улюкаев способен несколько оживить своими либеральными идеями корпоративные процессы в холдинге. Но едва ли ожидаемые от него авангардные предложения в части развития «Газпрома» способны преодолеть рамки обсуждений и найти реальное воплощение — консервативный уклон в подходах построения и реализации своей стратегии компания, конечно, сохранит. Ведь выбор нынешних глобальных планов деятельности газового холдинга приветствует главный акционер — государство.

В целом курс «Газпрома» преподносит его как надежного контрагента для партнеров и обозначает как привлекательный актив для инвесторов. Форсирования может потребовать разве что статья реализации новых эффективных подходов в управлении. Этого давно требуют регуляторы, в особенности Счетная палата РФ. Причем призывы к повышению качества администрирования касаются всех госкомпаний, а не только газового госхолдинга.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Источник: Известия, 05.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики