Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» обойдет бедных

«Северный поток-2» обойдет бедных

Экономические выгоды проекта должны перевесить политические амбиции европолитиков

Польша продолжает вносить смуту в газовые отношения Европы и России, по мере сил препятствуя реализации проекта «Северный поток-2». Президент страны Анджей Дуда назвал строительство новой нитки газопровода по дну Балтийского моря экономически не обоснованным. «Это больше проект политический», — заявил он.

Последовательность аргументов польского лидера не выдерживает никакой критики. Дуда заявляет, что Nord Stream 2 вредит ЕС, так как противоречит заявленной цели достижения диверсификации маршрутов доставки газа и приведет к наращиванию зависимости от «Газпрома». Но при этом предлагает доставлять в Европу больше газа из России по уже существующим газопроводам.

Сегодня России осуществляет львиную долю поставок газа в страны ЕС через газотранспортную систему Украины, а также по газопроводам «Ямал — Европа» (по территории Белоруссии, Польши и Германии) и без транзитный «Северный поток» по дну Балтийского моря до Германии. Однако потребности европейских потребителей постоянно растут. В 2015 г. «Газпром» нарастил поставки природного газа в страны дальнего зарубежья на 8% — до 159,4 млрд кубометров.

Проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух дополнительных ниток газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м параллельно двум уже существующим. «Газпрому» будет принадлежать 50% в проекте, европейским компаниям OMV, BASF, Engie, Shell, Uniper (выделена из E.On) — по 10%. В конце прошлого года Федеральное антимонопольное ведомство Германии одобрило покупку европейскими партнерами долей в проектной компании Nord Stream 2 AG. «Газпром» уже начал строительство газопровода «Ухта — Торжок-2», который обеспечит поставку газа к берегу Балтийского моря в Ленинградской области. Его строительство планируется завершить синхронно с вводом морского газопровода в конце 2019 года, сообщал глава газового концерна Алексей Миллер.

И хотя Еврокомиссия тянет с одобрением проекта, сомнений в том, что разрешение будет получено с каждым днем остается все меньше. «Северный поток-2» полностью соответствует требованиям европейского законодательства, включая так называемый третий энергопакет, запрещающий компаниям, занимающимся добычей газа, становиться собственниками расположенных на территории ЕС магистральных трубопроводов. Его активно поддерживает Германия, а три другие страны, через экономические зоны которых пройдет труба — Швеция, Дания и Финляндия, изучив ее влияние на окружающую среду, могут дать разрешение на строительство до конца года.

В оппозиции «Северному потоку-2» вместе с Польшей ранее выступали также Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Словакия, Румыния и Литва. Главы этих государств в марте подписали письмо председателю Еврокомиссии с просьбой заблокировать проект. Против, естественно, и Украина, газотранспортная система которой рискует остаться не у дел.

По мнению эксперта-аналитика MFX Broker Антона Краско, власти Польши и прибалтийских стран считают, что основной целью «Северного потока-2» является «вывод из игры» Украины. Кроме того, Польша опасается утратить статус транзитной страны — через ее территорию проходит газопровод «Ямал — Европа». «Впрочем, „Газпром“ уже предложил Варшаве продлить транзитный контракт на 25-30 лет», — отметил он.

Реализация «Северного потока-2» действительно позволит убрать из цепочки поставок российского газа в Европу «лишнее звено» и, таким образом, исключить риски перебоев в транзите и сделать его дешевле. Транзит через Украину в прошлом году стоил $2,5 за тыс. куб. м на 100 км, в результате страна заработала на «Газпроме» $2 млрд, а в этом году Киев поднял цену до $4,5 за тыс. кубометров. Транспортировка по дну Балтики, а это самый короткий и безтранзитный маршрут доставки газа в Европу, обойдется минимум вдвое дешевле. И «Газпром», сэкономив на этом, сможет окупить вложенные в новый трубопровод 8-10 млрд евро в течение ближайшего десятилетия.

Украина для Польши — лишь один их поводов противодействовать Nord Stream 2. Ее главная цель — создать проблему укреплению российско-европейских связей, считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым проблемам Алексей Гривач. «Польша пытается вбить клин между Россией и Европой, заняв позицию собаки на сене», — заявил он корреспонденту «Утра».

По его словам, «Северный поток-2» с точки зрения экономики никак не угрожает интересам Польши. «Самая главная угроза интересам Польши в газовой сфере — это политика, проводимая руководством страны, которое до сих пор не заключило контракт на транзит газа по газопроводу „Ямал — Европа“, хотя межправительственные соглашения были подписаны давно», — отметил Гривач.

Аргументы польских политиков не очень понятны, но Польша вряд ли сможет повлиять на решение Еврокомиссии, полагает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. «Основные визы на стройку дают страны, по чьей территории проходят трубы, и Польши здесь нет», — напомнил он.

Тем более, что плюсы для европейских государств от реализации Nord Stream 2 очевидны. Как рассказал Алексей Гривач, в северо-западной Европе существенно падает добыча газа — это долгосрочный устойчивый тренд из-за истощения ресурсов в Северном и Норвежском морях. Кроме того, ужесточается политика в сфере климата, что означает сокращение потребления угля и нефти. «При этом у „Газпрома“ в 2019 г. заканчивается контракт на транзит газа через территорию Украины и перспективы его продления туманны», — отметил он.

«Северный поток-2» наиболее интересен Германии, поскольку его реализация позволит ФРГ отнять у Великобритании статус главного газового хаба Европы, добавил Антон Краско. «В случае реализации проекта Германия сможет получать из России свыше 140 млрд куб. м газа в год и фактически формировать цену на газ для всей Европы», — уточнил он.

Будем надеяться, что главы европейских государств при решении судьбы этого проекта оставят в стороне свои политические амбиции и внемлют экономическим расчетам.

Автор: Игорь Юрьев
 
Источник: Ytro.Ru, 08.07.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики