Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сечин пожаловался правительству на «Газпром» из-за поставок газа в Китай

Сечин пожаловался правительству на «Газпром» из-за поставок газа в Китай

«Роснефть» готова поставлять в Китай 16 млрд куб. м газа ежегодно, но «Газпром» блокирует подключение компании к «Силе Сибири», сообщил в правительство Игорь Сечин. В «Газпроме» упрекают «Роснефть» в двойных стандартах

Экспорт против факелов

В распоряжении РБК оказалось июньское письмо главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина вице-премьеру Аркадию Дворковичу о поставках газа независимых производителей в Китай. Поводом для письма стал протокол президентской комиссии по развитию ТЭКа от 27 октября 2015 года. В нем президент Владимир Путин поручил правительству проработать «вопрос монетизации природного и попутного газа» независимых производителей, добываемого на новых месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока путем его экспорта по «Силе Сибири» через единый экспортный канал.

В письме Дворковичу Сечин рассказывает, что у «Роснефти» есть месторождения с совокупными запасами газа более 1 трлн куб. м на юге Восточной Сибири и в Якутии, в том числе Среднеботуобинское, Верхнечонское, Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское (у «Роснефти» 49,9% в проекте) и Агалеевское. При этом совокупный потенциал добычи и поставок газа компании с месторождений Иркутской области, Якутии и Красноярского края составляет около 16 млрд куб. м газа в год, говорится в письме. Это 42,1% от максимального годового контрактного объема «Газпрома» и CNPC (38 млрд куб. м. — РБК) по поставкам газа через «Силу Сибири». Как минимум треть этого объема — попутный нефтяной газ, у которого приоритет доступа в газотранспортную систему (ГТС) «Газпрома» над природным.

Монетизировать сибирский и дальневосточный газ «Роснефти», по мнению Сечина, можно только через «Силу Сибири» из-за отсутствия вблизи крупных потребителей и доступа к газотранспортной системе «Газпрома». Продать газ в Китай «Роснефть» готова как самостоятельно, так и по агентскому соглашению с «Газпромом». Сечин сообщает, что его компания просила монополию учесть при проектировании газопровода потенциал добычи газа «Роснефти» и прислать техусловия для подключения месторождений к трубе. Но в ответ получила отказ с формулировкой, что поставки газа в Китай полностью обеспечены собственными запасами газа «Газпрома».

Сечин замечает, что если не пустить попутный газ «Роснефти в экспортную трубу, то его придется или сжигать, или сокращать добычу нефти (попутный нефтяной газ является побочным продуктом добычи нефти. — РБК). Сейчас за сжигание более 5% добываемого попутного нефтяного газа Минприроды штрафует компании. По словам главы Минприроды Сергея Донского, по итогам 2015 года нефтяники заплатили более 2 млрд руб. штрафов, а инвестиции в переработку такого газа с 2011 по 2015 год он оценил в сумму свыше 320 млрд руб. Также Сечин предупреждает правительство, что поведение «Газпрома» может привести к поставкам в Китай газа нероссийского происхождения и потере для бюджета будущих налоговых поступлений.

Сечин просит Дворковича создать рабочую группу при Минэнерго по проработке доступа газа независимых производителей к экспортным газопроводам и поддержать предложения «Роснефти» по экспорту газа в Китай. Представитель Дворковича сообщила, что письмо прорабатывается в аппарате правительства. Источник в аппарате вице-премьера считает, что решение о доступе газа независимых производителей в экспортные трубопроводы — это прерогатива президента страны.

Представитель Минэнерго назвал прерогативой «Газпрома» любые переговоры о доступе газа других производителей к экспортным мощностям. По его мнению, подходы к экспорту газа нужно менять поэтапно «с учетом принципа экспортного нэтбэка и сохранения единого экспортного канала» и не ранее, чем закончатся переговоры «Газпрома» по западному маршруту поставок газа в Китай по «Силе Сибири-2».

Представитель «Роснефти» отказался комментировать служебную переписку главы компании, но подтвердил, что у «Роснефти» есть запасы газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке на 1 трлн куб. м, но его невозможно продать на внутреннем рынке. «Сила Сибири» не учитывает возможности независимых производителей, с учетом которых можно было бы активизировать геологоразведку в регионе, создать новые рабочие места и дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней», — заявил он РБК.

Что такое Сила Сибири

«Газпром» и китайская CNPC в мае 2014 года подписали контракт на строительство газопровода «Сила Сибири» из России в Китай протяженностью около 3 тыс. км. Стоимость всего газопровода в материалах российской компании оценивается в 800 млрд руб. в ценах 2011 года. Реализацию всего проекта «Сила Сибири», включая строительство газопровода и обустройство восточносибирских месторождений, в мае 2014 года «Газпром» оценивал в $55 млрд. Летом 2014-го руководитель администрации президента Сергей Иванов сообщил, что проект обойдется в $60–70 млрд. Поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» начнутся, по планам «Газпрома», не ранее 2019–2021 годов в объеме 5 млрд куб. м в год и постепенно вырастут до 38 млрд куб. м в год.

«Газпром» справится сам

Топ-менеджеры «Газпрома» неоднократно высказывались против допуска независимых производителей к «Силе Сибири». «Ну есть такие требования (допустить независимых производителей к экспорту трубопроводного газа по «Силе Сибири». — РБК), ну и что? Надо понять, а надо ли это делать, кому это будет выгодно? Компании «Роснефть»? Да. Будет ли это выгодно российскому государству? Нет», — говорил в апреле зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев (цитата по «РИА Новости».)

Гендиректор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова в июне рассказывала, что «Роснефть» сама закупает газ у «Газпрома». Источник РБК в «Газпроме» утверждает, что в июне «Роснефть» написала в правительство еще одно письмо, где попросила обязать «Газпром» продать ей газ для нужд своего будущего НПЗ в Находке — Восточно-Сибирской нефтехимической компании (ВНХК). «У них политика двойных стандартов: с одной стороны, компания просит экспортировать свой газ из Восточной Сибири и с Дальнего Востока, с другой — сама хочет покупать его там же у конкурента по внутренней цене», — удивляется собеседник РБК.

В пресс-службе «Газпрома» от комментариев отказались.

Газ для нужд ВНХК «Роснефть» хочет купить у «Газпрома» на протяжении как минимум трех лет. Так, в августе 2013 года занимавший тогда должность вице-президента «Роснефти» Игорь Павлов в письме главе «Газпром межрегионгаза» Кириллу Селезневу сообщал, что в 2021–2022 годах «Роснефти» понадобится для ВНХК 1,7 млрд куб. м газа в год, в 2022–2028 годах — 2,3 млрд куб. м, в 2028 году и далее — 4,3 млрд куб. м. Но «Газпром» отказывает «Роснефти» в газе для ВНХК из-за обязательств монополии по газификации Приморья. Представитель Минэнерго сообщил РБК, что «Газпром» уведомил министра энергетики, что весь его газ с Киринского месторождения законтрактован и не может быть продан «Роснефти».

Представитель «Роснефти» не стал комментировать переписку по ВНХК, но добавил, что «Газпром» обязан поставлять газ с полученного без конкурса Киринского месторождения внутренним потребителям, одним из которых является ВНХК.

«Роснефть» ранее просила власти обязать «Газпром» покупать газ компании на экспорт в Европу, однако получила отказ монополии. Также источники РБК в компании в апреле утверждали, что «Роснефть» ведет переговоры с китайской Beijing Gas Group о продаже газа в случае получения права экспорта по «Силе Сибири».

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач полагает, что доступ газа независимых производителей в «Силу Сибири» грозит конкуренцией российского газа разных компаний на рынке Китая, что может привести к снижению его цены. Глава East European Gas Analysis (США) Михаил Корчемкин полагает, что монополии не выгодно пускать газ «Роснефти» в «Силу Сибири» не только из-за соперничества с собственным газом. «Если Газпром» договорится принять газ в эту трубу, то «Роснефть» получит основания для мониторинга затрат на строительство «Силы Сибири», а это против правил монополии. Тариф на транспортировку газа по «Силе Сибири» напрямую зависит от стоимости проекта», — объясняет эксперт.

Автор: Людмила Подобедова

Источник: РБК, 12.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики