Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нелогичное поведение: Белоруссия сама устанавливает цену на российский газ

Нелогичное поведение: Белоруссия сама устанавливает цену на российский газ

На встрече премьер-министров России и Белоруссии было предложено вернуться к спорным вопросам поставок газа.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» напомнил, что основной вопрос, который волнует белорусских коллег — это пересмотр стоимости газа.

«Были заключены контракты по определенным формулам, на основе определенной стоимости тех или иных ресурсов. Однако белорусские компании хотели бы ее пересмотреть. Из-за девальвации белорусского и российского рубля та стоимость газа, которая была закреплена в долларах, не соответствует текущей социально-экономической обстановке в Белоруссии. То есть, Белоруссия хотела бы снижения почти в два раза — до 73 долларов.

Учитывая тесные торгово-экономические между странами, российская сторона могла бы пойти на некие уступки по цене на газ. Хотя позицию ОАО „Газпром“ тоже можно понять. У компании нет повода снижать цену.

Пока Белоруссия не доплачивает за поставляемый газ, в том объеме, в каком считает нужным, обосновывая тем, что это деньги, которые сверх того уровня стоимости, который они хотели бы получить».

По мнению эксперта, в сложившейся ситуации можно было сделать скидку хотя бы до 100 долларов.

Заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач напомнил, что сейчас есть долг между предприятиями Белоруссии, которые потребляют газ, пред «дочкой» " Газпрома" в Белоруссии — «Газпром трансгаз Белорусь», которая по межправительственному соглашению и межправительственному контракту выступает покупателем российского газа у «Газпрома» и затем перепродает белорусским потребителям. Последние стали платить не в соответствии с соглашениями, а в соответствии со своими разумением. Этот вопрос находится сейчас на рассмотрении в арбитраже, как и предусмотрено в контракте.

«По соглашению и контракту цена привязана к цене газа в России плюс установленные расходы транспортировку, хранение. В связи с тем, что цены на газ упали вслед за нефтяными, разница между ценами на европейском рынке и ценой Белоруссии уменьшилась. Если в 2014 году эта разница составляла 50%, в 2015 году — 40%, то сейчас — 10-20%. Когда разница между ценами была очень большая, то Белоруссия не выступала за изменение ценообразования, но как только конъюнктура изменилась, страна просит предоставить дополнительную скидку. Это не логичный подход.

Если вносить изменения в ценообразование, то это надолго. Может же и обратная ситуация произойти, тогда Белоруссия будет платить больше. Белорусская сторона не готова перейти на европейское ценообразование, понимая, что это связано с рисками. Что касается краткосрочных решений, то оно должно быть комплексным. Нельзя Белоруссии делать подарки за счет „Газпрома“. Снижение цены должно быть как-то компенсировано, например, увеличением объемом поставок, но Белоруссия к этому не готова, поэтому пока компромисс не найден.

Белоруссия хотела бы перейти на российское ценообразование, хотя условий и соглашения об этом не было.»

Напомним, что сейчас цена на газ для Белоруссии составляет 132 доллара за 1 тыс куб м, в то время как Минэнерго Белоруссии считает справедливой ценой 73 доллара. В настоящий момент долг перед РФ за поставленный газ составляет 200 млн долларов. Министр энергетики Белоруссии заявляет, что у страны нет никакого долга перед «Газпромом».

Автор: Яна Бондарева

Источник: Экономика сегодня, 12.07.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики