Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: Налоговые ожидания при отмене процессинга чересчур оптимистичны

К. Симонов: Налоговые ожидания при отмене процессинга чересчур оптимистичны

Большая часть добываемой в России нефти приходится на вертикально интегрированные компании, которые обладают и мощностями по нефтепереработке. Внутри компании купля-продажа нефти, как правило, не производится, НПЗ работают по процессинговой схеме (на давальческом сырье), и это кажется логичным. Однако в последнее время в некоторых регионах чиновники и политики выступают с заявлениями о том, что компаниям следует перейти к внутренним сделкам с нефтью. Имеет ли это смысл, мы спросили руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова.

– Константин Васильевич, процессинг применяют многие нефтяные компании. В чем причина его популярности? 
– Процессинговая схема сегодня достаточно распространена. Суть ее проста: внутри вертикально интегрированной нефтяной компании не заключаются сделки о купле-продаже нефти – их заменяют договоры о переработке. В этой схеме наличествуют и логика, и инвестиционный смысл. В любых финансовых расчетах внутри ВИНК есть определенная доля условности, поэтому процессинговая схема, что называется, напрашивалась сама собой. 
По некоторым оценкам, процессинговая схема делает финансовое положение НПЗ более стабильным и менее зависимым от цены на нефть. Завод ее не покупает и не продает – он оказывает услуги по переработке. В такой ситуации неважно, сколько стоит эта нефть. С другой стороны, мировые цены не нефть вообще не слишком сказываются на внутреннем бизнесе. Потому что мировая цена – это цена для внешнего, иностранного покупателя. А внутрикорпоративные цены связаны с продавцом. Тем не менее, в случае с процессингом завод вообще не привязан к ценовой конъюнктуре и ему работать проще.

– Эта схема действует только в нефтепереработке или в других отраслях тоже? 
– Примеры работы на давальческом сырье есть и в других отраслях, и не только в России. Сейчас газовый бизнес практически полностью по этой схеме и развивается. Например, в США заводы оказывают услугу по производству сжиженного газа, не приобретая его и не покупая. Эта схема очень распространена в углеводородном бизнесе по всему миру. Была большая дискуссия с толлингом в алюминиевой промышленности, однако эта схема в более или менее измененном виде до сих пор имеет место. 

– Существует мнение, что отмена процессинга положительно скажется на региональных бюджетах. Так ли это? 
– Полностью просчитать, насколько для бюджета региона выгодна или невыгодна процессинговая схема переработки сырья, сложно. У нас есть всего одна крупная нефтяная компания, которая не использует процессинг, – ЛУКОЙЛ. Но все предприятия разные, отличается и объем переработки, и объем инвестиций. Кроме того, крупные компании имеют большие расходы и помимо налогов. Например, Омский НПЗ – который, отмечу, при существенных затратах на модернизацию является и крупнейшим налогоплательщиком региона – как известно, еще и спонсирует ХК «Авангард». Вообще в России, если ты крупнейший налогоплательщик региона, к тебе периодически обращается губернатор с различными просьбами. Это общая практика. Поэтому для таких расчетов нужно учитывать все расходы, в том числе и на социальные программы, благотворительность и т. п.

– Но эта тема обсуждается и в правительстве РФ… 
– На мой взгляд, в активном внедрении процессинга было заинтересовано и государство. Его преимущества хорошо известны. Это упрощает экономические расчеты, снижает транзакционные издержки – компании лишний раз деньги не гоняют. Тем не менее, сегодня в налоговых органах – и, если шире, в правительстве РФ – действительно есть сторонники ликвидации этой схемы. 
Идея с фискальной точки зрения понятна: когда вы получаете деньги, пусть и по внутрикорпоративным сделкам, то вы все равно с каждой транзакции заплатите НДС и другие налоги. Однако я полагаю, что налоговые ожидания чересчур оптимистичны: рассчитывать на то, что возвращение к финансовым расчетам за поставки нефти приведет к резкому росту собираемости налогов, не приходится.

– Тем не менее в некоторых регионах власти утверждают, что недополучают деньги из-за процессинга… 
– Действительно, существует точка зрения, что процессинговая схема якобы несправедлива к регионам присутствия той или иной компании. Ведь НПЗ, которые не получают существенной прибыли от продажи нефтепродуктов, не будут и платить налог на прибыль. Но эти риски можно нивелировать с помощью такого понятия, как консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). Они позволяют развести налоговые платежи холдингов по регионам их присутствия. То есть, к примеру, если головная компания находится в Санкт-Петербурге, она, создав КГН, платит налог на прибыль не только в бюджет этого города, но и в бюджеты тех регионов, где находятся ее предприятия, что совершенно справедливо. 
Отказаться от КГН и платить исключительно налог на прибыль предприятий, расположенных в конкретном регионе, – это очень рискованно, потому что ставит бюджеты регионов в жесткую зависимость от рыночной конъюнктуры. В случае роста расходов на инвестиционную деятельность прибыль также будет снижаться. 

– А каковы вообще перспективы роста инвестиционных расходов? Есть ли в них реальная необходимость? 

– Я был крайне изумлен выступлением министра финансов РФ Антона Силуанова на недавнем экономическом форуме в Петербурге: он заявил, что надо инвестировать не в добычу, а в смежные отрасли – нефтехимию, переработку, а мы этого якобы не делаем. Хотя достаточно посмотреть цифры статистики, чтобы увидеть, что за последние пять лет в переработку вложены колоссальные суммы.  

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 14.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики