Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» — «на счетчик»: Киев повышает ставки в Стокгольмском арбитраже

«Газпром» — «на счетчик»: Киев повышает ставки в Стокгольмском арбитраже

«Газпрому» отказали в возможности оспорить многомиллиардный штраф, который наложил на компанию Антимонопольный комитет Украины. Высший хозяйственный суд страны не удовлетворил кассационную жалобу российского госмонополиста на отказ судов низших инстанций рассматривать иск «Газпрома» к украинскому антимонопольному ведомству. Таким образом, компания обязана заплатить 85,9 млрд. грн. (около $ 3,4 млрд.) «за злоупотребление монопольным положением». «У компании есть возможность обратиться еще в высшую инстанцию — Верховный суд, на это отводится определенный срок, согласно украинскому законодательству», — пояснили агентству ТАСС в высшем хозяйственном суде Украины. Адвокаты «Газпрома» отказались комментировать ситуацию.

«Как известно, претензии АМКУ к „Газпрому“ заключаются в том, что в 2009—2015 годах компания занимала монопольное положение на рынке услуг по транзиту природного газа магистральными трубопроводами по Украине как покупатель, — говорит сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — В значительной степени, данные обвинения являются условными, поскольку ни до, ни после указанного периода конкуренты у российской компании не появились. И не могли появиться, поскольку „Газпром“ не продает транзитный газ на российско-украинской границе, а в России действует законодательно закрепленное за „Газпромом“ право на исключительное осуществление экспорта газа трубопроводным транспортом с таможенной территории страны».

Таким образом, штраф Антимонопольного комитета Украины можно считать, скорее, политически мотивированным, чем экономически обоснованным наказанием.

«Я рассматриваю претензии АМКУ, прежде всего, как попытку обеспечить „Нефтегаз Украины“ дополнительными аргументами в ходе рассмотрения иска к „Газпрому“ в Стокгольмском арбитражном суде. Это косвенно подтверждает и период обвинений — с 2009 года, то есть с того момента, когда вступил в силу действующий контракт на транзит российского газа», — считает украинский эксперт.

Напомним, что в 2014 году компания «Нефтегаз Украины» подала иски в Стокгольмский арбитражный суд к «Газпрому». По одному требует взыскать с российского холдинга компенсацию за не предоставленные для транзита объемы газа и проценты с этой суммы по контракту от 2009 года. По другому — украинская компания считает, что переплатила за российский газ из-за несправедливой формулы ценообразования и не дополучила средства из-за низкой транзитной ставки. Общие денежные требования «Нафтегаза Украины» к «Газпрому» по контракту составляют более $ 22 млрд. Как заявляла украинская сторона, иски начнут рассматривать в конце этого года.

«Стоит вспомнить, что в этом году Еврокомиссия завершила антимонопольное расследование против „Газпрома“ и выставила российской компании претензии, — говорит Дмитрий Марунич. — ЕС считает, что „Газпром“ использует доминирующее положение на рынках Центральной и Восточной Европы и добивается от партнеров необоснованных обязательств, в том числе по инфраструктуре транспортировки газа. И украинское решение может быть принято в рамках такой стратегии по давлению на „Газпром“. И в Стокгольм представители „Нефтегаз Украины“ принесут решение регулятора о новых повышенных тарифах на транспортировку газа, которые не признает российская компания, и вердикт Антимонопольного комитета как аргументы того, что ставка транзита в контракте не рыночная и ее необходимо менять».

Российские эксперты считают, что украинские аргументы абсурдны и вряд ли сработают в Стокгольме после того, как «Газпром» выиграл суд у Литвы, которая требовала от компании $ 1,4 млрд евро за якобы завышенные цены на газ, который поставлялся в 2004—2012 годах.

«Стокгольмский арбитраж не выявил нарушений со стороны российского концерна», — заявил в июне министр энергетики прибалтийской страны Рокас Масюлис.

«Предполагаю, что цель штрафа иная. Украине не хватает газа и у Киева с его точки зрения появится законное право отбирать зимой транзитный газ в счет возмещения штрафа, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Украинские эксперты согласны с тем, что такое развитие ситуации возможно. Транзитный газ — единственный актив «Газпрома» на Украине.

«Других с 2006 года нет, — говорит сопредседатель Фонда энергетических исследований Дмитрий Марунич. —  Однако на практике это приведет к масштабному международному скандалу, и заденет интересы стран ЕС, чего не могут не понимать в Киеве».

Впрочем, как считает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач, решение украинских судов еще не означает, что «Газпром» не сможет оспорить штраф Антимонопольного комитета страны и выиграть. «После прохождения всех судов всех уровней на Украине „Газпром“ будет оспаривать неправомерное решение в международном арбитраже, где у Киева мало шансов доказать свои претензии», -считает эксперт.

Источник: EADaily, 14.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики