Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Азербайджан подыграл Порошенко, не зная Бродов

Азербайджан подыграл Порошенко, не зная Бродов

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о возможном возобновлении работ про проекту нефтепровода «Одесса-Броды».

«Когда этот проект появился, было не понятно кто его будет использовать и зачем, — комментирует ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — Единственная долгосрочная работа нефтепровода была в реверсном режиме, когда российскую нефть качали в Одессу.

«А в нормальном режиме из Одессы качали венсуэльскую нефть, когда был белорусско-российский конфликт. Использование этого нефтепровода было показательной акцией Белоруссии. Минск договорился с Уго Чависом о поставках нефти. Естественно, цена на нефть была в несколько раз выше.

Для чего сейчас использовать этот нефтепровод совсем не понятно. Нефтепровод войдет в историю как пиарнфтепровод. То Белоруссия в рамках конфликта с Россией показывала, что может качать венесуэльскую нефть, то Украина хочет закупать углеводороды только не российские, поэтому предлагает Азербайджану качать свою нефть. Но экономического смысла в этом проекте нет. Если оценивать с экономической точки зрения, то Украине дешевле закупать российскую нефть и нефтепродукты. В Азербайджане не будут в убыток себе за копейки продавать Украине нефть. Получается, что это выгодно только Азербайджану, который найдет для своей нефти дополнительный рынок сбыта, а Украина будет переплачивать за поставки нефти, чтобы продемонстрировать свою энергетическую независимость от России. 

Если Украина хочет поставлять нефть только на свои НПЗ, то больших работ проводить не нужно. Если же Украина хочет стать транзитной страной и намерена через свою территорию поставлять нефть в Европу, то нужно достроить вторую часть нефтепровода. Но Европе не нужна эта нефть. Можно купить нефть дешевле, по себестоимости за счет того, что придет танкер на уже готовую инфраструктуру, а не доплачивать за транзит. Те причины, по которым этот нефтепровод не был достоин, сохранились», — заключил эксперт.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отметил, что Украина хотела бы иметь диверсификацию маршрутов поставки нефти, но важна экономическая целесообразность проекта. Сейчас учитывая стоимость нефти, оценка проектов должна проводиться особенно тщательно.

Для Азербайджана возвращение к проекту- это возможность устойчивого сбыта нефти. Если стороны договорятся, то необходимо прописать контракт о гарантиях сбыта. Гарантия инвестиций потребуется в любом случае. В бюджете Азербайджана нет дополнительных средств для финансирования такого проекта, в силу падения доходов из-за конъюнктуры на рынке углеводородов, но, возможно, привлечение сторонних инвесторов при гарантии сбыта с понятными ценообразованием. Привлечь инвестиции может не Украина, а Азербайджан под жесткие условия контракта. Однако многие обсуждаемые проекты в 90% случаев не доходят до финального реализации. Вероятно, это тот случай, когда процесс важнее результата«, — резюмирует Сергей Пикин.

Напомним, что нефтепровод построен в 2001 году между Одессой и городом Броды во Львовской области, где происходит его стыковка с нефтепроводом «Дружба». Использовался с 2005-2010 для поставок российской нефти из Брод в Одессу и для поставок нефти в Белоруссию в 2010-2011. Предполагалось, что Польша профинансирует достройку, но этого не произошло.

Автор: Яна Бондарева

Источник: Экономика сегодня, 14.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики