Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинские шахты под угрозой закрытия: правительство умывает руки

Украинские шахты под угрозой закрытия: правительство умывает руки

Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил о глобальной распродаже угольных шахт страны.

Речь идет о 30-ти угледобывающих предприятиях, которые остались под контролем Киева.

По плану Минэнерго, в собственности государства должны остаться только 7 самых рентабельных шахт, еще порядка 13-ти будут отданы под приватизацию. Остальные, скорее всего, законсервируют. Планы энергетиков Украины, возможно, и разумны. Однако здесь Минэнерго сталкивается с проблемой, как сделать эти шахты рентабельными.

По мнению экспертов, добиться сверхприбыли от угледобывающих предприятий Украины нынешнее руководство страны не сможет. По словам ведущего эксперта фонда Национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, который дал интервью «ПолитЭксперту», это не получилось на Украине до госпереворота, тем более не удастся это сделать и майданной власти.

Специалист поясняет, что все годы независимости Украины правительство сдерживало рост тарифов на электричество. Следовательно, угольщики не могли продавать топливо по высокой цене. Электростанции соответственно не могли повышать тарифы на электричество. Таким образом, многие шахты на протяжении десятилетий оставались нерентабельными. 

«Насалик пообещал эту проблему решить, но совершенно непонятно, как он это сделает, если только не пролоббирует еще больший рост тарифов, запланированный правительством Гройсмана. Чтобы все эти шахты были рентабельными, надо постепенно повышать тарифы на электричество — дополнительно к тем планам, которые уже составлены. Или смириться с тем, что эти шахты будут стабильно убыточными. Это проблема, которую не смогли решить ни Кравчук, ни Кучма, ни Ющенко, и сейчас в Киеве ее тоже не решат», — констатирует Станислав Митрахович. 

Убыточные предприятия, естественно, никому не нужны. По словам эксперта, на территории Украины прибыльны только горнодобывающие предприятия компании «ДЭТЭК» Рината Ахметова и ему, по мнению Митраховича, украинские проблемные шахты не нужны, и тем более, не позарятся на них иностранные инвесторы.

«Украинское правительство после Майдана из темы приватизации сделало фетиш и считает, что чем больше приватизировать, тем будет лучше. Привлечь их (инвесторов – ред.) можно только в случае предоставления каких-то специфических прав, например, возможности продавать уголь по высокой цене. Пока за все два года, прошедшие с Майдана, Украине так и не удалось привлечь каких-то существенных инвесторов», — говорит собеседник «ПолитЭксперта». 

В домайданные времена Украина, как известно, имела статус угольного экспортера, что делало и шахты рентабельными, и приносило деньги в бюджет. Однако сейчас, когда в ходе гражданской войны страна потеряла Донбасс, дела обстоят иначе. В мире ценится энергоемкий антрацит, который и добывают на шахтах Донбасса и который Киев покупает у ДНР и ЛНР.

«Украина экспортировала свой качественный антрацитный уголь в лучшие времена, в Марокко, например. Но сейчас все поменялосьУ Украина наоборот вынуждена его закупать в Южной Африке, например. <…> Украина превратилась из экспортера в страну, которая от импорта угля будет зависеть», — объяснил Станислав Митрахович. 

Ситуация патовая. Государство, осознавая, что не в состоянии вывести шахты в зону рентабельности, попросту собирается от них избавиться. Дотации из госбюджета прекратились давно, зарплату работники не получают по нескольку месяцев. Думать о судьбе собственных угледобывающих предприятий у Киева не ни желания, ни денег. Поэтому для майданного правительства не возникло мысли лучше, чем избавиться от предприятий угледобывающей отрасли или вовсе заморозить шахты. 

Источник: ПолитЭксперт, 17.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики