Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С осторожным оптимизмом

С осторожным оптимизмом

Аналитик Александр Пасечник — о новых тенденциях на мировых рынках нефти

Мировой рынок нефти вошел в состояние неустойчивого равновесия — котировки «маркерного» барреля Brent в последние недели закрепились в коридоре $46–50. И предпочтительный сценарий развития рынка черного золота сейчас трудно выбрать. Наиболее объективными сейчас могут быть разве что краткосрочные прогнозы. Но они не позволяют нефтеконцернам смело планировать крупные инвестиции. Здесь нужны ценовые ориентиры с горизонтом как минимум 3–5 лет. Поэтому столь высоко внимание к профильным прогнозам от традиционных отраслевых объединений и экспертных ведомств — в июле ОПЕК, Международное энергетическое агентство (МЭА) и EIA (управление энергетической информации минэнерго США) обновили свои сценарные документы. При этом все перечисленные организации отмечают рост спроса на нефть, и их ожидания продолжения этой тенденции высоки.

К примеру, МЭА с своем свежем докладе говорит, что глобальный нефтяной рынок близок к состоянию сбалансированности, однако делает и академическую ремарку — высокий уровень накопленных ранее запасов может разрушить всю структуру цен.

Тем не менее реальный рост спроса на нефть во II квартале превысил темпы роста предложения, что существенно сократило дисбаланс на глобальном нефтяном рынке, следует из отчета. По подсчетам МЭА, совокупный спрос на нефть за апрель–июнь вырос в годовом исчислении на 1,4 млн баррелей в сутки. При этом суточный объем экспортных поставок нефти добавил только 600 тыс. баррелей. Внесло лепту и сокращение мирового объема добычи нефти, которое ужалось на 750 тыс. баррелей в сутки. МЭА заключает, что нарастившие добычу страны Ближнего Востока не смогли компенсировать потери от снижения добычи за пределами ОПЕК.

Здесь отдельного внимания заслуживает Иран. За полгода страна относительно спокойно «влилась» в общую конфигурацию глобального рынка. Хотя помнится, что Тегеран грозил выйти с досанкционной экспортной квотой (резко «разогнать» добычу до 4 млн баррелей в сутки) и обвалить рынки. Однако на деле относительная линейность физического роста его предложения позволила ценам на нефть войти в фазу роста — причем с середины января по середину июля прибавка котировок барреля составила примерно 90%. Хотя многие эксперты, напротив, видели в «тегеранском прорыве» крах котировок черного золота.

13 июня руководство Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) сообщило, что страна намерена довести добычу нефти до 4 млн баррелей нефти в сутки к середине сентября. Как видно, осталось немного для достижения планки от нынешнего актуального уровня в 3,66 млн баррелей, зафиксированного МЭА. И если рынок сопровождал постсанкционное возвращение Ирана в основном ростом котировок, то сегодня говорить об угрозе затоваривания из-за оставшихся плановых 330 тыс. баррелей дополнительного предложения, которое растянуто в интервале нескольких ближайших месяцев, вообще не резон.

Тем не менее ошибочно считать, что спектр факторов влияния на глобальный рынок черного золота сузился. Сегодня все больше оснований полагать, что производственные показатели ряда мировых игроков — Венесуэлы, Канады, Мексики, США — по итогам года ослабнут. Что, по логике, будет способствовать бычьим настроениям на рынке. Поддержку котировкам окажет и возможный рост спроса на нефть со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона по итогам года.

Но с ожидаемым скорым преодолением котировками рубежа в $50 за баррель начнет назревать новый этап сланцевого бума. По этому поводу уже обнародованы любопытные частные исследования. Так, консалтинговая компании Wood Mackenzie отмечает, что сланцевая нефть сейчас побеждает в споре о рентабельности глубоководную добычу.

Это вызвано тем, что американские производители сланцевой нефти значительно сократили расходы и повысили производительность, в то время как издержки за счет технологической оптимизации морской глубоководной добычи пока столь же успешно «обуздывать» не удается.

Так что после начавшегося в середине 2014 года обвала цен на нефть затраты на добычу «бочки» нефти на сланцевых месторождениях сократились в среднем на 30–40%, а в других сегментах отрасли оптимизация не превысила пределов 10–12%.

Mackenzie в этом контексте делает интересное заключение при расчетной цене барреля в $60: при такой стоимости нефти около 60% сланцевой добычи в США экономически выгодно и лишь около 20% – в сегменте глубоководной добычи.

Но здесь странно, что консалтинговая группа не приводит расчетных выдержек для более актуального на сегодня уровня цены барреля в $50. Видимо, Mackenzie ставит на конъюнктурное благополучие рынка нефти, отсюда и предпочтение перспективных оценок барреля в $60 для расчетов компании.

И фундамент для конъюнктурного оптимизма у нефтедобытчиков есть: эксперты Mackenzie оценили глобальные инвестиции в добычные проекты черного золота в 2016–2017 годах на уровне по $400 млрд, что гораздо ниже планки в $700 млрд, пришедших в отрасль в 2014 году, что не позволит ожидать значительного расширения производства.

Но все же сегодня, принимая во внимание все аспекты сложности ценообразования на мировом рынке нефти и как следствие — аксиому неизбежности колебаний котировок барреля, $50 можно считать справедливой оценкой «бочки» в среднегодовом исчислении. Это комфортный целевой рубеж в том числе и для бюджета РФ на 2016 год. 

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 19.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики