Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Латвии дорого обойдется соответствие газовым стандартам ЕС

Латвии дорого обойдется соответствие газовым стандартам ЕС

По заявлению премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса, государство хотело бы сохранить контроль над предприятием Latvijas Gaze (Латвийский газ) после его раздела.
 
В состав акционеров Latvijas Gaze входят «Газпром» (34%), Marguerite Fund (28,97%), Uniper Ruhrgas International GmbH (18,26%), Itera Latvija (16%) и 2,8% у миноритарных акционеров.В 2017 году Latvijas Gaze должно быть разделено на две компании. Одна компания будет хранить газ, другая — его продавать. Сейчас компания поставляет потребителям российский газ.
 
Латвийское государство намерено воспользоваться правом преимущественной покупки акций разделенного предприятия, поскольку хочет иметь контроль над газопроводами, однако, это потребует значительных инвестиций.
 
Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что ситуация для «Газпрома» не меняется. Латвия не имеет других поставщиков газа. СПГ(сжиженный природный газ) из Литвы нельзя считать разумной альтернативой. СПГ существенно дороже обходится Литве, и гораздо дороже будет обходиться Латвии. Это может быть принято только в рамках политического безумия.
 
"На латвийское правительство оказывается давление, чтобы оно привело свое газовое хозяйство в соответствие с европейскими газовыми стандартами. Стандарты предполагают, что компании, которые продают газ, не могут управлять инфраструктурой, а в идеале — не должны ей владеть. Это не распространяется на действующее требование структуры. Оказывается давление, чтобы выдавить тем или иным способом тех, кто стал собственниками до директив и новых законодательных актов с Евросоюза.
 
Латвия понимает, что ей придется взять из бюджета дополнительные средства и направить их на выкуп газотранспортной инфраструктуры у частных инвесторов, которые хорошо и эффективно управляли этим активом, обеспечивали инвестиции, нормы доходности, нормальное функционирование газового хозяйства, отсутствие кризисов в газоснабжении. Это убыточное требование регуляторов и некие политические установки.
 
Теперь правительству Латвии нужно найти деньги на выкуп акций и провести ренационализацию, вместо приватизации, которая имела место 15 лет назад. Скорее всего, Латвии придется выкупить актив полностью.
 
Никто из акционеров не будет обращаться в Арбитражный суд, если будет предложен рыночный, справедливый механизм, и не будет действий, которые идут вразрез с обязательствами Латвии перед инвесторами.
 
В 2017 году истекает положение договора о приватизации, которое запрещало какие-то действия по разделению и поэтому решения о разделении были приняты на корпоративном уровне поле консультаций.
 
До 2017 года интересы акционеров защищены по соглашению с правительством, договором о приватизации. С 2017 года акционеры окажутся в нормальной среде, где быть газотранспортной компании — поставщику газа или игроку, который занимается поставками и добычей газа, очень некомфортно — у него нет прав, но есть много обязанностей. Очевидно, что акционеры, не получив каких-то дополнительных предложений о смягчении регулирования со стороны властей Латвии захотят продать эти активы, как это произошло в Литве и Эстонии. Правительству Латвии надо искать деньги, чтобы заплатить рыночную цену за эти активы.
 
Сейчас цена газа для Латвии, как и для многих потребителей, очень привлекательна в связи с периодом низких цен на нефть".
 
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что Латвии нужно создать иллюзию конкуренции, чтобы соответствовать требованиям Евросоюза.
 
Автор: Яна Бондарева

Источник: Экономика сегодня, 20.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики