Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Деньги на выброс. Во сколько обойдётся России плата за углерод

Деньги на выброс. Во сколько обойдётся России плата за углерод

Разрабатывать конкретные меры по борьбе с изменением климата страны станут самостоятельно

В декабре 2015 года на прошедшей в Париже конференции сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата был подписан документ, определяющий характер климатической политики в последующие годы, - так называемое Парижское соглашение. Правительство Российской Федерации готовит проект плана реализации положений соглашения, а Федеральному Собранию Российской Федерации предстоит процесс ратификации этого документа.

Предполагается, что разрабатывать конкретные меры по борьбе с изменением климата страны станут самостоятельно в соответствии с их национальными интересами. Однако уже очевидно, что большая доля обсуждаемых в России мер по борьбе с выбросами парниковых газов может спровоцировать негативные последствия для российской экономики.

В Аналитическом центре при Правительстве РФ прошло обсуждение совместного доклада центра и Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) на тему «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России». Эксперты задавались вопросом, насколько целесообразными являются эти меры. Пойдёт ли во благо стране одна из наиболее затратных - введение углеродного сбора? Нужно ли взваливать на себя обязательства, которые не торопятся выполнять другие? Напомним, что в июне 2016 года конгресс США утвердил резолюцию, в которой говорится, что подобная мера станет разрушительной для национальной экономики и населения страны.

Согласно расчётам, представленным в докладе, ввод в России углеродного сбора в размере 15 долларов США/т эквивалента СО2 потребует ежегодных выплат в размере 42 миллиардов долларов, что соответствует 2,56-3,29 триллиона рублей. Объём этих выплат равен 3,2-4,1 процента ВВП за 2015 год, 19-24 процента доходов федерального бюджета на 2016 год, или 35-45 процентов суммарного объёма Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Если ставка сбора составит 35 долларов США/т эквивалента СО2 (таков сценарий 2030 года), то объём выплат составит 7,5-9,6 процента ВВП.

Авторы доклада отмечают, что углеродный сбор способен негативно повлиять практически на все виды экономической деятельности в стране, а наибольший ущерб понесут нефтегазовая отрасль, энерго- и теплогенерация, транспорт, сельское хозяйство, а также металлургия и химпром. На компании данной специализации ляжет бремя дополнительных расходов, составляющих до 75 процентов выручки и до 615 процентов EBITDA в предыдущие годы. Это неизбежно грозит закрытием множества предприятий, повышением уровня безработицы, а значит, и ухудшением социального положения россиян.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что решения, касающиеся столь радикальных мер по снижению выбросов парниковых газов, нельзя принимать «втихаря»: «Нужен открытый и честный разговор на эту тему, иначе мы можем получить решение, которое нанесёт вред нашей экономике». Цифры и расчёты, представленные в докладе Института проблем естественных монополий, следует обсуждать на самом высоком уровне. При этом, по мнению Симонова, разговор о практическом применении Парижского соглашения можно начинать лишь после отмены экономических санкций против России.

Директор Департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго Сергей Мочальников напомнил, что электроэнергетика и нефтегазовая промышленность - это тарифицированные области, а значит, «стоимость» Парижского соглашения будет заложена в тарифы, то есть углеродный сбор оплатит население. По словам Сергея Мочальникова, соглашение является не чем иным, как продолжением санкционной политики в отношении России.

«Говоря об углеродном налоге, мы говорим о цифрах, равных оборонному бюджету страны», - подчеркнул член Комитета Госдумы по обороне Максим Шингаркин. Парламентарий убеждён: сегодня нам навязывают траты, равные военному бюджету, чтобы те средства, которые гарантируют государственный суверенитет, страна пустила на ветер.

По мнению экспертов, в борьбе с выбросами парниковых газов России следует использовать меры, более целесообразные с социально-экономической точки зрения, такие как повышение энергоэффективности. Важным направлением является обеспечение на международном уровне адекватного учёта поглощающей способности российских лесов. Пока же сохраняется странная ситуация, когда соседние финские и шведские леса учитываются одним образом, а российские — иначе и поглощающая способность в пересчёте на тонну СО2 на гектар оказывается разной. Очевидно, что переменчивая международная повестка не должна иметь приоритета над национальными интересами страны, противоречить её энергетической и продовольственной безопасности. 

Автор: Елена Леводянская

Источник: Парламенткая газета, 22.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики