Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поляки на сене

Поляки на сене

Польша против «Северного потока – 2», который ее никак не затрагивает

Варшава не хочет согласовывать соглашение по «Северному потоку – 2», опасаясь чрезмерного усиления позиций «Газпрома» в Европе. Это выглядит странно, так как ранее Польша планировала забирать газ из СП-2, отказавшись от прямых закупок у российского поставщика. Эксперты считают, что у поляков нет шансов доказать, что проект нарушает их права. 

UOKiK с помощью игроков польского газового сектора (среди которых была компания Europol Gaz — оператор польского участка газопровода Ямал – Европа, по которому российский газ поступает не только в саму Польшу, но и через ее территорию транзитом в ЕС) провело рыночное расследование.

Результаты анализа, как сообщает UOKiK, показали, что консолидация указанных компаний по проекту СП-2 может привести к ограничению конкуренции.

В частности, польское антимонопольное ведомство указывает, что «Газпром» уже занимает доминирующее положение по поставкам газа в Польшу и сделка по «Северному потоку – 2» может еще больше усилить переговорные позиции российской компании по отношению к польским потребителям.

Заявление Польши не является окончательным решением. Теперь заинтересованные стороны в течение 14 дней могут представить свою точку зрения по вопросу, говорится в сообщении UOKiK. Также они могут потребовать удвоить этот срок.

Как сообщили «Газете.Ru» в «Газпроме», российская компания и ее партнеры по СП-2 готовят совместный ответ на возражения UOKiK.

«Решение польского антимонопольного регулятора не может быть принято до окончания установленного законом срока на подготовку ответа на «Заявление о возражениях», — подчеркивают в «Газпроме».

Во вторник глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что решение Польши по второму «Северному потоку» ожидается к 31 августа. На прошлой неделе он же говорил, что у проекта хорошие перспективы и, по его мнению, польская сторона «должна согласовать».

Проект «Северный поток – 2» предполагает прокладку газопровода мощностью 55 млрд кубометров по дну Балтийского моря до побережья Германии. Труба пройдет параллельно уже действующему «Северному потоку». Его мощность также составляет 55 млрд кубов, 51% принадлежит «Газпрому», у германских Wintershall и E.On — по 15,5%, у нидерландской Gasunie и у ENGIE — по 9%.

Однако Польша ранее неоднократно выступала против «Северного потока – 2», называя его «политическим» и «экономически необоснованным».

Так, польский президент Анждей Дуда говорил, что проект вредит Евросоюзу в целом, нарушая равновесие в диверсификации поставок газа, к которому стремится ЕС. Глава МИД Польши Витольд Ващиковский в свою очередь говорил об «эгоистическом стремлении» отдельных стран Евросоюза к самостоятельности в вопросах энергетической политики. Тогда как СП-2, по словам министра, не только наносит урон энергобезопасности ЕС, но и угрожает стабильности Украины.

Дело в том, что СП-2 в первую очередь ориентирован именно на исключение из цепочки поставщиков Украины, которая в связи с этим первая выступила против его реализации. Как говорил занимавший на тот момент пост премьер-министра Арсений Яценюк, запуск «Северного потока – 2» лишит Украину $2 млрд транзитных доходов в год.

В связи с этим Киев неоднократно обращался к Еврокомиссии с требованием запретить второй «Северный поток».

По контракту, заключенному до 2022 года, Польша ежегодно закупает до 10,2 млрд кубометров российского газа при общем потреблении около 15 млрд кубов. В 2015 году поставки из России были заметно ниже контрактного максимума — 8,91 млрд кубометров, по данным «Газпром экспорта». При этом только 3,7 млрд кубов из этих объемов поступали через территорию Украины.

В связи с этим, по словам главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, Польше реализация СП-2 практически ничем не угрожает. «Польша обеспокоена больше чрезмерной концентрацией поставок российского газа в одном транспортном коридоре, что входит в противоречие с политикой ЕС по диверсификации», — поясняет эксперт. 

«Возражения Варшавы являются чисто политическими, так как никакой экономической логики в них нет», — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Однако польское антимонопольное законодательство предусматривает возможность вмешательства Польши в случае, если некий проект на территории ЕС с участием компаний из стран, не входящих в Евросоюз, может нанести ущерб интересам польских потребителей. Кстати, аналогичный пункт есть и в законодательстве Германии, однако Берлин СП-2 уже одобрил.
Но доказать, что «Северный поток – 2» нарушает интересы Польши, по словам Симонова, будет практически невозможно.

Возражения Варшавы выглядят тем более странно, что в конце июня стало известно о том, что Польша запросила 11 млрд кубометров газа именно через СП-2.

Об этом говорил член правления Wintershall Тис Тиссен в ходе международной конференции «Перспективы энергетического сотрудничества Россия – ЕС. Газовый аспект». А в конце мая Польша заявляла, что не намерена продлевать действующий контракт по поставкам газа из России после его истечения.

Не исключено, что именно с последним фактом и связаны возражения UOKiK. Михаил Корчемкин полагает, что Польша действительно намерена полностью отказаться от прямого контракта с «Газпромом», закупая российский газ по схеме виртуального реверса у Германии и Великобритании. Такая схема подразумевает, что физически газ до конечного потребителя не доходит, оставаясь у страны-транзитера (в данном случае как раз Польши). А цена «Газпрома» для немцев и англичан, по словам Корчемкина, ниже, чем для поляков. Кстати, ранее Польша неоднократно требовала пересмотра цены, и отказаться от продления контракта с Россией она решила именно из-за стоимости российского газа.

«Доминирование газа из России на рынке Германии, которое вызовет введение в строй СП-2, может повлиять на цены, и это затронет Польшу», — объясняет Корчемкин.

Пока, впрочем, у второго «Северного потока» хватает проблем и без Польши. Против проекта также выступают Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Эстония, Латвия и Литва. Руководство этих стран ранее обращалось в Еврокомиссию, указывая, что российский проект несет угрозу энергобезопасности стран Центральной и Восточной Европы. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 22.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики