Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергобезопасность и прагматизм вместо политики: изменится ли энергодиалог Россия-ЕС?

Энергобезопасность и прагматизм вместо политики: изменится ли энергодиалог Россия-ЕС?

По заявлению заместителя главы российского МИД РФ Алексея Мешкова, возобновление энергодиалога Россия-ЕС отвечает взаимным интересам.

«Энергодиалог Россия-ЕС практически не приостанавливался, — отметил в беседе с ФБА „Экономика сегодня“ руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Он постоянно ведется, в том числе, с целью получения разрешения для наших проектов, развития новых газовых магистралей».

«Можно говорить о недостаточной интенсивности этого энергодиалога. Но Россия не прерывала диалога Европой ни в газовой, ни в нефтяной сфере.

В газовой сфере известны русофобские настроения. В некоторых европейских странах видят угрозу со стороны „Газпрома“, который якобы хочет установить свою гегемонию на газовом рынке. Эта гегемония надуманная. У „Газпрома“ нет задачи поднимать экспортную долю на европейском рынке выше 30%.

В процессе взаимодействия хотелось бы получить больше плюсов, а не моментов торможения. Известно, что в отдельных европейских странах препятствуют реализации российских проектов. Всеобщее внимание привлек польский демарш по „Северному потоку-2“.

Европе стоит действовать в более конструктивном поле, исходить из позиции прагматизма, коммерции, энергобезопасности, о которой так много говорит Брюссель. Россия и предлагает энергобезопасность, поставляя газ в необходимом объеме, который бы закрыл баланс в условиях падающей добычи в Европе. Смысл энергобезопсности в том и есть, чтобы поставлять ресурсы стабильно и про конкурентоспособным ценам, что и делает Россия. ЕС стоит принять действительность и меньше политизировать систему, меньше обращать внимания на вашингтонские призывы к отдельным странам.

Одно время Россия надеялась что, если в Европе сменят комиссаров по энергетике, ситуация изменится. Но с приходом нового вице-президента по энергосоюзу Мароша Швечовича больших подвижек не последовало».

Директор института Национальной энергетики Сергей Правосудов также отметил политизированность энергодиалога Россия-ЕС, которая исходит не со стороны России.

«Сейчас в рамках энергодиалога ожидается принятие решения по строительству газопровода „Северный поток-2“. Польша в очередной раз выступает против строительства. Известно, что Варшава была против „Северного потока-1“, который уже работает. Так что в ближайшее время, можно ожидать более интенсивного диалога в интересах всех сторон».

Многие европейские политики тоже видят основную проблему энергодиалога ЕС и России в излишней политизации.

В ноябре 2015 года министр энергетике Александр Новак говорил о кризисе диалога между Европой и Россией в вопросе энергоснабжения в связи с проблемами в достижении договоренностей по газу. По мнению Новака,вопрос поставок энергоресурсов очень политизирован.

Напомним, что энергетическое сотрудничество между Россией (ранее -СССР) и Европой(ныне — ЕС) имеет более 40-летнюю историю.

Автор: Яна Бондарева

Источник: Экономика сегодня, 25.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики