Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польское «фи»: Варшава может затянуть «Северный поток-2» в суд

Польское «фи»: Варшава может затянуть «Северный поток-2» в суд

Варшава сказала официальное «фи» проекту «Северный поток-2» и дело может закончиться судом. Такой вариант возможен, если у польского антимонопольного регулятора UOKiK не хватит духа пойти наперекор политической линии Варшавы и признать выгодность проекта для страны. Пока его возражения по поводу создания СП Nord Stream 2 между «Газпромом» и пятью крупными европейскими компаниями ложатся в канву антироссийской политики.

«Газпром» занимает доминирующее положение в поставках газа на польский рынок и сделка может привести к дальнейшему укреплению рыночной власти компании по отношению к польским клиентам", считает польский регулятор. Впрочем, решение не является окончательным, его компании будут оспаривать.

«Тут важно понимать, что польский регулятор не вынес окончательное решение, а дал ответ на ходатайство консорциума, с которым тянул 8 месяцев, — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — При этом он лишь высказал свое мнение о том, что «Северный поток-2″ может ограничить конкуренцию на газовом рынке Польши. Я думаю, в Варшаве затягивают с окончательным решением».

По мнению эксперта, для компаний важно получить сейчас разрешение на «Северный поток-2» у Финляндии, Швеции, Дании и Германии, в территориальных водах и экономических зонах которых будет проходить газопровод в Балтийском море. Тем не менее, игнорировать решение польской стороны они также не могут.

«С одной стороны, „Северный поток-2“ Варшаве выгоден, так как она сможет покупать больше газа у немецких компаний и, как она сама заявляет, отказаться от продления долгосрочного контракта с „Газпромом“. С другой, „Северный поток-2“ стал сегодня настолько политизированным проектом, что исключать любые варианты также нельзя. Как любят говорить европейцы, все будет происходить step by step (шаг за шагом)», — говорит замдиректора ФНЭБ.

Сейчас у компаний, среди которых представлены немецкие E. ON, BASF/Wintershell, нидерландско-британская Shell, австрийская OMV и французская ENGIE, есть две недели, чтобы оспорить ответ регулятора. Как сообщает «Коммерсант», «Газпром» от лица членов консорциума заявил, что готовит замечания, отказавшись от дополнительных комментариев. После чего полякам все-таки придется определяться с окончательным вердиктом и выносить его.

«Пока регулятор дал ответ, который соответствует политической линии властей. И если в окончательном варианте он сохранится, то, предполагаю, компании подадут в суд, — считает Алексей Гривач. — Будет ли он касаться вообще законности самой необходимости получать разрешение у регулятора Польши, которая не имеет никакого отношения к проекту, или самого решения, трудно сказать. Однако все суды, связанные с самим „Северным потоком“ еще первой очереди, поляки пока проигрывали».

В любом случае, как считает эксперт, европейские компании вряд ли отступятся от «Северного потока-2», так как проект имеет хорошую доходность и обеспечивает энергетическую безопасность Европы, с которой сейчас есть проблемы.

Напомним, что «Северный поток-2» станет расширением уже действующего газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря. Пропускная мощность двух дополнительных ниток — 55 млрд. кубометров в год. Предварительная стоимость проекта — $ 9,9 млрд.

Против проекта уже выступили США. Вначале об угрозе европейской энергобезопасности заявил госсекретарь Джон Керри, а позже группа сенаторов отправила в Еврокомиссию письмо, в котором написала, что «Северный поток-2» — это шаг назад в диверсификации европейских источников энергии. Канцлер Германии Ангела Меркель при этом назвала проект экономическим, а не политическим. А вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергетики Марош Шефчович заявил, что сохранение транзита газа через Украину является ключевым условием для прагматических переговоров с Россией по «Северному потоку-2».

Источник: EADaily, 25.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики