Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев дрожит, Москва давит: выйдет ли из сумрака «Турецкий поток»

Киев дрожит, Москва давит: выйдет ли из сумрака «Турецкий поток»

Встреча вице-премьера РФ Аркадия Дворковича и заместителя премьер-министра Турции Нуреттина Джаникли, помимо всего прочего, содержала в себе намеки на возобновление проекта «Турецкий поток». В итоге к одному решению стороны не пришли и намерены устроить чуть позже отдельную встречу. Каковы шансы «Турецкого потока» выйти из сумрака? Разбиралось Федеральное агентство новостей. 
 
Идея «Турецкого потока» родилась в конце 2014 года, когда руководство ЕС объявило об отказе от «Южного потока», который мог пройти по территории Болгарии, Сербии, Венгрии. Однако и новый проект был вскоре заморожен после знаменитого инцидента с Су-24 и охлаждения политических отношений Москвы и Анкары.
 
«Укрепляется уверенность, что проект возродится. Отношения восстанавливаются, но все боятся, пусть Путин и дал указание возобновить все деловые контакты с Турцией, включая частные авиаперевозки и газовые проекты, и сейчас идет подготовка текста межправительственного соглашения о строительстве «Турецкого потока». Но не думаю, что что-либо будет озвучено и подписано до приезда Эрдогана в Петербург. Возможно, они и во время встречи подпишут, но все же это, скорее, пробный шар в двусторонних отношениях», — комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
По его словам, после соглашения инициатива перейдет на уровень компании «Газпром», и она уже будет работать с государственной турецкой компанией Botas и частными компаниями.
 
«Схема будет стандартная: они прокладывают газопровод, а мы даем им определенные скидки, хотя при нынешней цене на газ в скидках нет необходимости. И начнется работа по определению маршрута газопровода. Но там вырисовывается другая проблема: кто дальше по течению будет принимать этот газ. С одной стороны, договоренности были с Грецией: на ее территории будет строиться газопровод с другим названием — «Греческий поток». Но тут ЕС ужесточает правила строительства: если раньше национальное руководство давало разрешение на это строительство, то теперь Брюссель хочет забрать у них это право», — продолжает эксперт.
 
Понятно, что «Газпром» заинтересован получить турецкий транзит как альтернативу транзиту украинскому: и по причине изношенности газотранспортной системы, и по сведению к нулю разных рисков вроде кражи Киевом российского газа из-за сложных политических отношений. 
 
«По крайней мере, одну нитку Россия будет реализовывать, потому что сейчас около 10-15 миллиардов кубов в Турцию поступает транзитом через территорию Украины, дальше по Трансбалканскому газопроводу, через Болгарию и уже заходит через европейскую часть Турции. Стратегическое решение России — в создании альтернативы транзита через Украину. А для этого нужно строить «Турецкий поток». Вопрос в объемах: вряд ли газопровод будет рентабельным, прокачивая эти 10-15 миллиардов кубов. Поэтому «Газпром» будет договариваться о проложении максимально возможной мощности. И это уже не 63 миллиарда кубов, как изначально задумывалось при строительстве «Южного потока», а только 31,5 миллиард кубов», — продолжает собеседник ФАН.

Юшков высказал надежду, что Россия одновременно сможет реализовать и «Турецкий поток», и «Северный поток-2», принимая во внимание рассредоточенность рынка и стратегическую задачу — выстроить альтернативный маршрут, где не будет Украины.
 
«Сейчас около 67 миллиардов кубов в год проходит через территорию Украины. По «Северному потоку-2» это будет 53 миллиарда кубов, и еще остается объем для загрузки в «Турецкий поток». Главные рынки сбыта нашего газа сейчас — Германия, Турция и Италия. Той же Италии провести газ через «Турецкий поток» будет выгоднее, чем через «Северный поток-2», что тянется через всю Европу. Но «Северный поток-2» «Газпром» все равно не оставит, рассчитывая тут на падение объемов производства собственного газа в Европе, в том же Северном море и увеличение импорта», — резюмирует Юшков.
 
Автор: Дмитрий Пятов
 
Источник: ФАН, 26.07.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики