Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > От Турецкого до Южно-Турецкого потока: суждено ли сбыться планам Турции?

От Турецкого до Южно-Турецкого потока: суждено ли сбыться планам Турции?

По заявлению министра энергетики Александа Новака, Россия и Турция обсуждают строительство «Турецкого потока». 

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что «Турецкий поток» несколько раз менял свою форму.
  
«Изначально предполагалось, что «Турецкий поток» заменит «Южный поток» и будет состоять из четырех ниток на те же самые 63 млрд куб м, как и предполагалось в «Южном потоке». Потом стали рассматривать параллельно и другие варианты с сокращением количества поставляемого объема газа. это было связано с трениями между Россией и Еврокомиссией с одной стороны, и Россией и самой Турцией. 
 
Рассматривали также варианты поставки газа только по двум трубам, которые должны были пройти через территорию Турции и вывести российский газ на границу Турции и Греции. И наконец, почти перед его официальной отменой, предполагался вариант постройки только одной трубы для нужд самой Турции без поставок для нужд Европы. Далее произошли известные события, связанные с ухудшением отношений между Россией и Турцией и сейчас взят курс на нормализацию отношений, соответственно, стороны думают о том, как этот проект можно возродить. 
 
Александр Новак говорит о переговорах по строительству двух труб. Российская сторона, скорей всего, не согласится на то, чтобы транзит газа в Европу шел через территорию Турции. Отношения с Турцией не настолько находятся в блестящем состоянии, чтобы доверять Турции роль транзитного государства. Возможна постройка двух труб, но не две из них пойдут в Турцию. Скорей всего, одна труба выйдет из Анапы и по дну черного моря доходит в Турцию на 14 млрд куб м. Этот газ будет потребляться на территории Турции, компенсируя те объемы, которые в Турцию поступают через Украину и Трансбалканский газопровод.Вторая труба тоже пойдет через Анапу по дну черного моря, но до Турции не дойдет, а пойдет как и предполагалось по проекту «Южного потока» сразу в Болгарию, и тем самым Турция не получит эти объемы для транзита. 
 
Вероятность постройки третьей и четвертой труб предельно мала и они могут быть построены в случае фундаментального улучшения отношений между Россией и Европой, если Еврокомиссия согласится с реализацией проектов, если возникнут какие-то проблемы с поставкой СПГ в Европу. 
 
Сейчас две оставшиеся трубы очень сложно сделать. Во-первых, газа в Европе достаточное количество. Россия реализует проект «Cеверный поток-2». Этот проект появился после отмены «Южного потока» и «Турецкого потока». Даже одна нитка газа в Европе не так важна, как важна была раньше потому, что есть «Северный поток» и газ с «Cеверного потока −2» может доходить до Баумгартена (ключевой хаб на границе Словакии и Австрии) в Австрии. 
 
Новый проект может быть назван South Stream light, либо Южно-Турецкий поток, в том смысле, что одна труба идет в Европу, а одна идет в Турцию. 
 
Турция безусловно заинтересована в строительстве двух веток через свою территорию, поскольку получала бы оплату за транзит, имела бы статус газового хаба и ставила в зависимости от себя не только Россию, но и европейских потребителей, с учетом того, что Турция является маршрутом для поставок газа и из Азербайджана, и потенциально из Ирана, иракского Курдистана, возможно из Израиля«, — резюмирует Станислав Митрахович
 
Напомним, что России отказалась от строительства «Южного потока» в пользу «Турецкого потока» в декабре 2014 года, однако проект был заморожен в ноябре 2015 года. 
 
Автор: Яна Бондарева
 
Источник: Экономика сегодня, 29.07.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики