Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > От Одессы до Бродов Иран выберет... Турцию

От Одессы до Бродов Иран выберет... Турцию

Украина предлагает Ирану использовать нефтепровод «Одесса-Броды» для экспорта иранской нефти в Европу.
 
Отметим, что две недели назад,14 июля 2017 года, президент Украины Петр Порошенко предлагал Азербайджану использовать вышеуказанный нефтепровод.
 
«Предложение Украины связано исключительно с желанием показать востребованность этой инфраструктуры, нефтепровода, потому, что неясно, как он может работать,- прокомментировал ФБА „Экономика сегодня“ эксперт по энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — Единственная потребность в нем была тогда, когда он работал в реверсном режиме». 

Деловые предложения

«Сейчас Украина просто смотрит по сторонам и ищет, у кого есть нефть. Если посмотреть историю этих заявлений, то Украина перебрала всех, у кого есть нефть. Еще в 2002 году Киев предлагал Ирану нарастить поставки в Европу, используя украинскую инфраструктуру. Сейчас, по сути, речь идет о том же самом. Вероятно, Украина указывает на то, что, раз с Ирана сняли санкции и он заявляет о желании все больше и больше выходить на рынок Европы, в том числе поставлять нефть в Польшу, то он может использовать нефтепровод Украины, который можно достроить под его нужды.
 
По сути, за этим ничего не стоит, кроме желания Украины показать свою востребованность. Киев ищет свою роль в мировой экономике с учетом разрыва отношений с Россией. А все понимают, что структура создавалась в советское время и создавалась так, что она соединена между собой: нефтепроводы и газопроводы в рамках одной большой страны. Теперь большой единой страны нет, и осталась единственная возможность — в кооперации независимых государств. Как жить без этой кооперации, не ясно ни Украине, ни остальным государствам, которые хотят сотрудничать с Украиной.

Нужен ли Ирану украинский транзит?

Ирану гораздо выгоднее и проще поставлять свою нефть танкерами непосредственно в Европу, поскольку у всех есть порты и возможности эту нефть там разгрузить, так что непонятно, зачем использовать нефтепровод. Иран, скорее, будет поставлять нефть в Азию, где потребности Китая и, прежде всего, Индии, которая находится под боком у Ирана, возрастают. Украинский транзит Ирану совершенно не нужен», — резюмирует эксперт.
 
Украинская сторона хотела бы стать транзитным узлом для транспортировки иранской нефти и газа в Восточную Европу. Речь идет о передаче энергоресурсов через украинскую территорию в Чехию и Словакию.
 
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отметил, что если посмотреть на карту, то не ясно, когда и в каком виде Иран может задействовать нефтепровод и ГТС Украины.
 
"Ирану предлагают за свои деньги построить мощности и платить за транзит. Такое предложение и такой подход вряд ли кого-то заинтересуют«.

Газ для Европы

«Если представить, что Иран решит поставлять газ в Европу, то ему проще поставлять его через прилегающую Турцию, чем тянуть газопровод через несколько государств. Иран и Турцию уже соединяет газопровод, по которому уже поставляют до 10 млрд кубометров газа. К тому же через Турцию будет проходить TAP и ТANAP — южный газовый коридор из Азербайджана в Европу. Там всего 16 млрд кубометров, из которых 6 млрд кубометров осядут в Турции, а 10 млрд кубометров пойдут в Европу, что мало. Но когда ЕС давал разрешение на этот проект, а также когда прорабатывал Набукко, Евросоюз подразумевал, что начнутся поставки из Ирана.
 
Если когда-нибудь Иран согласится проставлять газ, то украинский коридор не будет работать по той причине, что уже есть минимум два проработанных проекта, которые можно задействовать для того, чтобы поставлять в ЕС газ из Ирана. Сам Евросоюз никогда не рассматривал украинский коридор как коридор поставки газа из Ирана и прорабатывал другие проекты.
 
Чтобы предлагать сотрудничество в нефтегазовой сфере, Украине нужно вовремя платить по счетам, соблюдать подписанные договоры, с кем бы они ни заключались. Известно, что Китай тоже пострадал, выделив целевые кредиты Украине в 2013 году. Киеву необходимо научиться отвечать за свои слова, вкладывать деньги в инфраструктуру, и только тогда с Украиной как с транзитной страной можно будет о чем-то договариваться».
 
Напомним, что первый раз Украина предлагала Ирану использовать нефтепровод «Одесса-Броды» в 2002 году для транспортировки каспийской нефти в Европу. Нефтепровод построен в 2001 году между Одессой и городом Броды во Львовской области. 
 
Автор: Яна Бондарева
 
Источник: Экономика сегодня, 02.08.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики