Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Турецкий поток» нужен Европе — эксперты

«Турецкий поток» нужен Европе — эксперты

Возобновление проекта «Турецкий поток» беспокоит не страны Евросоюза, а именно Еврокомиссию, поскольку как раз странам ЕС этот газопровод будет весьма полезен, заявили в беседе с корреспондентами «Вестника Кавказа» эксперты Игорь Юшков и Сергей Марков.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков подчеркнул, что «Турецкий поток» будет выгоден не только странам Южной Европы, но и крупным потребителям ЕС, которые нуждаются в диверсификации маршрутов доставки газа.

«Палки в колеса вставляют в основном именно Брюссель и страны Восточной Европы, потому что в случае отказа от транзита через Украину российского газа, они тоже потеряют часть прибыли от транзитных ставок. Поэтому они также всячески торпедируют и „Северный поток-2“, и „Южный поток“, и „Турецкий поток“, детали для них не имеют значения, главное, чтобы сохранился статус-кво», — пояснил он.

По словам эксперта, через Украину в 2015 году было прокачано порядка 67 млрд кубометров газа. «И это только транзитные объемы. Все они, насколько я знаю, дальше идут по восточноевропейским странам, и мы платим за транзит. Соответственно, если все эти объемы перейдут на „Турецкий поток“ или на „Северный поток-2“, страны Восточной Европы лишатся прибыли, а основную маржу получат страны-участницы, которые войдут в капитал компании-оператора „Турецкого потока“. Основными транзитерами станут Турция и Греция», — поведал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Набор мер, которые недовольные «Турецким потоком» могут предпринять против этого проекта, аналогичен тем действиям, которые помешали в свое время «Южному потоку», уточнил Юшков. «Это, во-первых, давление на страны, по территории которых предполагается пустить этот газопровод. В случае с «Турецким потоком» это будет даже не сама Турция, а члены Евросоюза, которые находятся дальше по течению «Турецкого потока», то есть прежде всего Греция. На нее будет оказываться колоссальное давление в том, что касается ее долговых программ и программ кредитования во всех международных организациях. «Мы не даем вам кредитов, мы будем требовать досрочного погашения, вам не будет никакой финансовой помощи», — привел примеры эксперт.

Кроме того, стремление Вашингтона и Брюсселя оставить в силе транзит через Украину связано с надеждами Евросоюза и США на то, что в случае подписания нового долгосрочного соглашения о транзите российского газа в Европу через Украину они купят доли в газотранспортной системе и будут сами получать прибыли наряду с Киевом. «Кроме того, они продолжат подпитывать деньгами саму Украину, что для них выгодно, потому что иначе Киев будет требовать эти деньги в качестве кредитов или какой-то безвозмездной помощи, а так можно фактически дать деньги не из своего, а из российского кармана», — заявил он.

При этом Юшков обратил внимание, что тревога по поводу «Турецкого потока» имеет прежде всего политический подтекст. «США открыто говорят, что их беспокоит реализация „Северного потока-2“, потому что он поставит Запад в большую зависимость от российского газа. Но если мы собираемся передавать имеющиеся объемы, которые уже сейчас поставляются в Европу, просто по другому маршруту, как это может увеличить зависимость Европы от России? Поэтому это, конечно, политический момент», — отметил эксперт.

«Не то чтобы Америка хотела поставлять свой газ, если они и пойдут на это, то будут реализовывать небольшие объемы. Скорее, США просто хотят, чтобы в Европе газ был довольно дорогой, а для этого надо строить всяческие препоны для надежности газоснабжения Европы. Ведь дорогой газ повлечет за собой дорогое электричество и, следовательно, дорогие товары. А американцы как раз стремятся, чтобы европейцы не конкурировали на мировых рынках со своими товарами. В Америке же благодаря сланцевым разработкам — дешевый газ, а соответственно дешевое электричество и дешевые товары», — уточнил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

«Основная программа Барака Обамы была новая индустриализация США. Поэтому они и подписывают с Азией эти транстихоокеанские партнерские программы, и договариваются о партнерстве с Европой, чтобы не было торговых барьеров и можно было свои дешевые товары свободно поставлять на все эти рынки», — пояснил Игорь Юшков.

Директор Института политических исследований Сергей Марков также подчеркнул, что беспокойство по поводу «Турецкого потока» выражает не Евросоюз в целом, а именно Еврокомиссия, «и это большая разница». «Речь идет о той самой евробюрократии. Многие страны ЕС, напротив, весьма довольны открывающимися возможностями», — поведал политолог.

Эксперт отметил, что у Еврокомиссии едва ли получится наложить какие-либо ограничения на проект. «Здесь возможности Еврокомиссии довольно ограничены. Дело в том, что технологически „Турецкий поток“ выстроен очень грамотно», — пояснил он.

«По Черному морю идет дорога на турецкую территорию, а Турция имеет право потреблять газ. После этого газопровод идет к границе с Грецией, и если Греция хочет, она может его перебросить к себе, при этом Афины занимают довольно независимую политическую позицию. Там очень серьезные возможности. Дальше — Болгария, которой запретили вести его через свою территорию. Она согласилась, но здесь может быть задействована уже существующая инфраструктура. И потом Венгрия и Австрия, которые тоже демонстрируют независимую позицию. Поэтому я думаю, что технологические возможности построить этот газопровод весьма высоки», — резюмировал Сергей Марков.

Источник: Вестник России, 02.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики