Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стратегическая цель ОПЕК и России – установить справедливую цену на нефть

Стратегическая цель ОПЕК и России – установить справедливую цену на нефть

Вчерашнее решение Организации стран-производителей нефти (ОПЕК) о сокращении с 1 января 2009 года добычи нефти более чем на 2 миллиона баррелей в сутки должно в перспективе привести к стабилизации мирового рынка и установлению справедливой цены на черное золото. Россия, не являющаяся членом картеля, поддержала такое решение, поскольку стратегически оно совпадает с ее интересами.

Правда, биржевые площадки отреагировали на решение ОПЕК своеобразно. Цена на нефть, демонстрировавшая в последние дни рост, опять поползла вниз. Впрочем, никто и не ожидал мгновенной реакции рынка. Сказался скорее его спекулятивный характер, когда трейдеры намеренно играют на понижение, скупают нефть, закачивают ее в хранилища, танкеры и другие свободные емкости, чтобы весной, когда цена поднимется, продать ее подороже. То, что происходит, говорит скорее в пользу намерения ОПЕК снизить добычу нефти. Предложение черного золота на мировых рынках превышает спрос, что развязывает руки спекулянтам. Кроме того, спрос только будет падать из-за сокращения производства в ведущих нефтепотребляющих странах.

Таким образом, намерение ОПЕК создать на рынке нефти более устойчивую ситуацию наталкивается на множество факторов, которые от картеля напрямую не зависят. Оно может быть реализовано только при солидарном действии всех производителей нефти. И если Россия, Азербайджан, Казахстан, Норвегия и Мексика готовы координировать свою нефтяную политику с ОПЕК, то в самой организации нет единства в этом вопросе. Особую позицию занимает Нигерия, приостановила свое членство в ОПЕК Индонезия. Да и предыдущие решения о сокращении добычи, скажем прямо, выполнялись не очень-то добросовестно.

В этих условиях России важно сохранить роль самостоятельного игрока на нефтяном рынке. И хотя возможность вступления в картель существует в перспективе, сейчас речь идет, по словам вице-премьера Игоря Сечина, представлявшего Россию на сессии ОПЕК в Алжире, о таких формах сотрудничества, как наблюдение и совместная работа на биржевых площадках, создание мирового нефтяного банка. Такие идеи находят отклик и в российских нефтяных кругах. Так, Константин Симонов, руководитель Фонда национальной энергетической безопасности, в интервью «Голосу России» высказал идею создания нового объединения нефтедобывающих стран:

«России было бы правильно выйти с концепцией принципиально новой структуры, которая бы объединяла основных производителей и стран, которые обладают наибольшими запасами нефти. Потому что сейчас мы видим, что в ОПЕК не входит не только Россия, но там нет Норвегии, там нет Казахстана, там нет других стран, обладающих потенциально серьезными запасами и являющимися достаточно серьезными производителями нефти. То есть, нужна вообще абсолютно новая структура. Я бы не присоединялся сейчас к ОПЕК, потому что ОПЕК — структура, фактически находящаяся уже на излете своей карьеры, а думал бы о чем-то новом».

Но это перспектива, а в нынешней ситуации всем нефтедобывающим странам важно координировать свою политику с ОПЕК. Ибо их стратегические интересы совпадают – справедливая цена на нефть, стабилизация рынка и, в конечном счете, — защита национальных интересов.

Автор: Александр Ватутин

Источник: Голос России, 18.12.2008

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики