Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С Украиной не согреешься

С Украиной не согреешься

«Газпром» опасается, что Украина не обеспечит транзит газа в Европу

«Газпром» предупреждает о рисках транзита газа в Европу — Украина слишком медленно заполняет подземные хранилища. В последние два года украинцев выручали теплые зимы, но в случае холодов ситуация может стать критической. А денег на закупку дополнительного газа у Киева нет. 

Украине может не хватить газа на зиму. Об этом в среду заявил заместитель главы департамента внешнеэкономической деятельности «Газпрома» Виктор Валов в ходе телефонной конференции. По его словам, российская газовая монополия обеспокоена уровнем закачки в украинские подземные хранилища газа (ПХГ) — на данный момент в них на 2,2 млрд кубометров газа меньше, чем в прошлогодний сезон заполнения.

«В случае холодной суровой зимы Украина может не обеспечить объем транзита газа через свою территорию потребителям Западной Европы», — предупредил Валов.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в начале лета выражал озабоченность темпами наполнения украинских ПХГ. По его словам, суточный объем закачки должен был быть увеличен в 2,5 раза. 

На 10 августа в украинских хранилищах было 11,237 млрд куб. м газа (ПХГ заполнены примерно на 36%). Год назад резервы составляли 13,415 млрд кубометров. «Количество газа в ПХГ Украины действительно существенно меньше, чем на аналогичную дату год назад, — комментирует сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Вместе с тем на руку Киеву играет фактор снижающегося потребления газа внутри страны (с начала года приблизительно на 15%)».

Предупреждения «Газпрома» о возможной нехватке газа на Украине и угрозе транзиту уже стали традиционными — на протяжении последних лет монополия делает по нескольку таких заявлений в год.

Дело в том, что газ из украинских ПХГ частично используется для обеспечения растущего спроса европейских клиентов «Газпрома» в пиковые периоды отопительного сезона, и из-за нехватки топлива в хранилищах Украины могут пострадать европейцы. Но главное опасение связано с тем, что газа не хватит самой Украине, из-за чего она может начать несанкционированный отбор из транзитных объемов. А через Украину в страны Евросоюза идет более трети всего российского газового экспорта: в 2015 году — 64,2 млрд кубометров из 159,4 млрд.

Последний раз такой отбор был зафиксирован в 2009 году, при этом Россия и Украина до сих пор спорят, был ли он в действительности.

«Газпром» тогда полностью перекрыл транзит, в результате чего ряд стран Европы на несколько зимних дней остались без газа, так как не у всех был доступ к резервам.

Зимой 2015–2016 годов Украина смогла вообще обойтись без закупок газа у России. Правда, в основном это объяснялось теплой погодой, заметно снизившимся потреблением (которое было вызвано обвалом промышленности) и поставками газа по реверсу из Европы.

Причем украинский президент Петр Порошенко в январе 2016 года признал, что реверсные поставки были на 30% дороже газа, предлагаемого Россией ($212 за 1 тыс. кубометров).

В принципе Украина способна обойтись без российского газа. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, политолог Игорь Юшков говорит, что главным фактором сейчас является собственное потребление Украины. «А каким оно будет — непонятно, — отмечает эксперт. — Сколько будет потребляться газа, каков будет межтопливный баланс (поставки угля на Украине нестабильны), а также погодные риски — все это нервирует «Газпром».

Дмитрий Марунич также напоминает, что две последние зимы были рекордно теплыми. «С моей точки зрения, есть угроза срыва транзита и/или поставок внутри страны, особенно если зима будет холодной», — отмечает эксперт.

Формально отопительный сезон на Украине начинается 15 октября, однако, по словам Марунича, из-за теплой погоды в последние годы его сдвигают на 10–14 дней. Эксперт полагает, что к началу отопительного сезона вполне реально накопить в ПХГ 14,5 млрд кубометров, о чем ранее говорил «Нафтогаз Украины». 

Но этих объемов, по оценке Марунича, может не хватить для поддержания контрактных давлений на выходе из украинской ГТС зимой при растущем транзите «Газпрома» и возможных низких температурах. Эксперт полагает, что разумно было бы накопить в ПХГ 16–17 млрд кубов газа.

«Однако для этого недостаточно средств, — указывает сопредседатель ФЭС. — Более того, «Нафтогаз» просчитался и вынужден закупать сейчас реверсный газ дороже, чем во втором квартале (примерно на $30 за 1 тыс. кубов)».

«Газпром», в свою очередь, нервничает из-за самого факта, что он контролирует не всю цепочку и что вообще от Украины что-то зависит, говорит Игорь Юшков.

По мнению политолога, российский холдинг подает сигнал Европе, намекая на необходимость начала очередных трехсторонних переговоров по газу на уровне министров. Такие переговоры тоже уже стали традицией и начинаются, как правило, за несколько месяцев до старта отопительного сезона. Политолог полагает, что российская газовая монополия таким образом хочет обезопасить себя от возможных претензий, заранее предупреждая о возможных рисках.

Кроме того, напоминание о рисках транзита через Украину — излюбленный прием «Газпрома» в полемике по поводу альтернативных маршрутов транспортировки газа. На данный момент таковых два: «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Первый проект уже вызывает активное противодействие со стороны ряда стран Европы и опять-таки Украины, которой он грозит потерей транзитных доходов (украинский экс-премьер Арсений Яценюк оценивал их в $2 млрд в год). Кроме того, Еврокомиссия считает, что «Северный поток — 2» может не укладываться в нормы Третьего энергетического пакета ЕС.

«Турецкий поток» Москва и Анкара оживили буквально на днях, запуск первой ветки запланирован на вторую половину 2019 года. Однако и здесь могут быть недовольные: если будет построено больше одной ветки, Евросоюз вместо зависимой от него Украины в качестве транзитера получит слишком самостоятельную Турцию. В связи с этим не исключены попытки Евросоюза дискредитировать и этот проект. В такой ситуации «Газпрому» и приходится доказывать ненадежность украинского транзита. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 10.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики