Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Восточные хитрости для ЕС: «Турецкий поток» интегрируют в «Южный газовый коридор» из Азербайджана

Восточные хитрости для ЕС: «Турецкий поток» интегрируют в «Южный газовый коридор» из Азербайджана

Даже после строительства одной нитки газопровода «Турецкий поток» российский газ начнет поступать в Европу по южному газовому маршруту. Анкара планирует интеграцию российского проекта и «Трансанатолийского газопровода» (TANAP), который является частью «Южного газового коридора» из Азербайджана в Грецию и Италию через Грузию и Турцию. Об этом заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. По его словам, по первой нитке газопровода «Турецкий поток» будет ежегодно поступать 16 млрд. кубометров, а излишки — то, что не востребовано Турцией, — пойдут в TANAP.

«Мы думаем завершить эту работу (интеграцию газопроводов — прим. ред.) к 2018 году. Этот газ пойдет в Европу», — заявил глава турецкого МИДа.

Эксперты считают, что на первой стадии интеграция двух проектов была бы идеальным вариантом для России. «В прошлом году через Украину транспортировали 11 млрд. кубометров для Турции. После строительства первой нитки «Турецкого потока» они будут поставляться по новому газопроводу, а остальные 5 млрд. можно будет подавать в «Южный газовый коридор» для Европы, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Главное в этой ситуации то, что ЕС нечего будет возразить, так как будет полное соответствие третьему энергопакету: по газопроводу будет подаваться газ разных поставщиков и «Газпром» как добывающая компания не будет одновременно являться и собственником «трубы».

Напомним, что причину совмещения функций и добычи и транспортировки Брюссель использовал для того, чтобы отказать России в строительстве «Южного потока».

По словам эксперта, к Черному морю по территории России подвели газотранспортную систему мощностью 32 млрд. кубометров и вряд ли будут расширять. «Поэтому полного аналога проекта „Южный поток“ не получится, — говорит эксперт. — И в случае со строительством второй нитки „Турецкого потока“, по которой можно будет транспортировать еще 16 млрд. кубометров, подача газа в „Южный газовый коридор“ уже будет невозможной».

Во-первых, нынешние мощности газопровода не рассчитаны под такие дополнительные объемы. Во-вторых, неизвестна позиция акционеров проекта, основным из которых является азербайджанская госкомпания Socar. Как известно, газопровод, строительство которого поддержали в ЕС, планировали расширять за счет дополнительной подачи газа из Туркмении и Ирана, но никак не из России. Сам проект является альтернативой поставкам российского газа в Европу, хотя и достаточно скромной на нынешнем этапе — 10 млрд. кубометров.

«Кроме того, идея „Газпрома“ по строительству газопроводов в обход Украины состоит в том, чтобы полностью контролировать процесс транспортировки газа до конечного потребителя, — продолжает Игорь Юшков. — И возможный вариант расширения „Южного газового коридора“ может состоять в строительстве паралельного газопровода с участием российской компании. Однако позиция Евросоюза в этом случае будет решающей».

Напомним, что часть российского газа поставляется в Турцию по газопроводу «Голубой поток», который проходит по дну Черного моря, а другая — транзитом через Украину, Румынию и Болгарию. После многочисленных российско-украинских газовых конфликтов «Газпром» принял решение снизить до минимума зависимость от транзита газа через Украину. После этого в 2011 году был построен газопровод «Северный поток» по дну Балтийского моря и началось осуществление проекта «Южный поток» — маршрута по дну Черного моря, по которому «Газпром» мог бы поставлять газ потребителям Южной Европе и Турции. В ЕС, однако, проект не одобрили и в конце 2014 года было объявлено о проекте «Турецкий поток», который должен был пройти уже не по территории Болгарии, а Турции. Планировалось, что мощность четырех ниток газопровода составит 63 млрд. кубометров. По одной — газ будет поставляться для Турции, по другим — в Европу. В конце прошлого года переговоры о «Турецком потоке» заморозились из-за сбитого в Сирии российского самолета. Сейчас, когда российско-турецкие отношения начали налаживаться, обе стороны заговорили о возобновлении проекта, а во вторник в Санкт-Петербурге президенты России и Турции утвердили решение о «Турецком потоке». Как заявил министр энергетики Александр Новак, будет создана рабочая группа.

«Мы дали разрешение на проведение технико-экономического обоснования „Турецкого потока“, сказали, что будем принимать отчет о воздействии на окружающую среду. Переговоры продолжатся, и в самом скором времени начнутся работы по проекту», — заявил в свою очередь глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу.

По словам Александра Новака, речь идет о строительстве одной ветки для поставок газа для Турции в обход Украины. Окончание ее строительства запланировано на вторую половину 2019 года. Вторая же нитка «Турецкого потока» для поставок газа в Европу планируется при условии европейских гарантий, как ранее заявлял Владимир Путин.

«Безусловно, да, потому что соответствующая работа будет продолжаться вместе с турецкой стороной, вместе с Евросоюзом. Мы заинтересованы вместе с нашими турецкими партнерами в реализации этого проекта, и европейские страны заинтересованы, дальше нужно реализовывать технические вопросы и получить необходимые согласования и гарантии того, что эта инфраструктура будет востребована», — заметил Александр Новак.

Источник: EADaily, 10.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики