Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод Эстония-Финляндия: Таллин сыграл на фобиях Европы

Газопровод Эстония-Финляндия: Таллин сыграл на фобиях Европы

Еврокомиссия выделила 187,5 миллиона евро на строительство газопровода между Эстонией и Финляндией. Целью проекта Balticconnector является сокращение зависимости Хельсинки от российского газа.
 
По замыслу Еврокомиссии, формирование энергосоюза внутри ЕС обеспечит стабильные поставки энергии, диверсификацию маршрутов поставок и снижение зависимости стран Евросоюза от России.
 
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что Финляндия на 100% зависима от российского газа. После реализации проекта речь пойдет о реверсных поставках газа, как и в ситуации с Польшей. Варшава может покупать газ в Германии, но это тот газ, который не доходит до Германии, а потребляется на территории Польши.
 
«Для Финляндии — это исключительно политический момент заявить, что страна покупает газ не российский. Но это такая же история, что была у всех восточноевропейских государств и Украины, которая формально делала вид, что покупает газ не у России, а у поставщика, который стал владельцем этого газа. Но по происхождению и по физической сути — это газ российский. «Газпром» такой вариант бизнеса устраивает потому, что покупатель, который перепродал Украине или Польше, газ оплатил. Газпром ничего не теряет.

Цели Таллина в проекте газопровода Финляндия-Эстония

"Эстония, как и другие прибалтийские государства, интересуется тем, чтобы построить свой терминал по приему СПГ. Пока только Литва смогла такой проект реализовать. Страны полагают, что если построить СПГ терминал, то газ можно покупать в Катаре или где-то еще.
 
Видимо Эстония посчитала, что строить СПГ слишком дорого и ради политических целей заявила, что будет покупать газ у Финляндии. То есть показать, что вместо российского газа можно найти газ альтернативный и, чтобы не вкладываться в свой СПГ терминал, решила дешевле удовлетворить свои политические амбиции. Если Еврокомиссия выделит средства на строительство газопровода, значит, для Эстонии это будет очень удобно. Таллину не нужно будет тратить свои средства, а сыграть на фобиях Еврокомиссии перед российским газом с выгодой для себя«.

Отношение России к реализации Третьего энергопакета ЕС

«Россия в последние годы выступает не как противник Третьего энергопакета, а как игрок, который полностью принял эти правила. Россия не против того, что европейские страны строят свою газовую инфраструктуру, поскольку они не дискриминируют российский газ. Согласно Третьему энергопакету собственник трубы не может дискриминировать поставщика. „Газпром“ поставляет газ, а европейские регуляторы не должны мешать этому газу быть покупаемому в рамках европейского газового рынка. Если речь идет о перераспределении российского газа, то интересы „Газпрома“ не ущемляются.
 
Стоимость поставляемого газа в Финляндию будет дороже. Некоторое время назад был произведен подсчет относительно Литвы с учетом использования СПГ терминала. Там газ оказался дороже на несколько десятков процентов в зависимости от времени года. Если говорить о реверсных поставках, то можно сравнить с ситуацией на Украине. Киев переплачивает за реверсный газ несколько десятков долларов. Цена рассчитывается исходя из биржевой цены газа плюс затраты за транзит до и по территории Украины, а также стоимость входа в украинскую ГТС. В Финляндии и Эстонии расстояния меньше, поэтому, возможно, разница в цене составит 10-20%. Вместе с тем, реализация проекта даст возможность руководству Эстонии и Финляндии сказать, что от российского газа страны не зависят», — резюмирует Станислав Митрахович
 
Автор: Яна Бондарева

Источник: Экономика сегодня, 10.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики