Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вновь моська лает на слона: «Северный поток» Украине не по зубам

Вновь моська лает на слона: «Северный поток» Украине не по зубам

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) предлагает потенциальным участникам «Северный поток-2» обратиться за предварительным разрешением на реализацию проекта с целью «предотвращения нарушения законодательства о защите экономической конкуренции».
 
АМКУ утверждает, что создание рядом компаний нового юридического лица для проектирования и строительства газопровода в соответствие с нормами украинского законодательства признается концентрацией.

Нет оснований

"В отличие от Польши, в этом требовании для Украины есть сразу несколько минусов«,- прокомментировал ФБА «Экономика сегодня» преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт по энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
«Во-первых, в украинском законодательстве нет положения о том, что все, кто имеет некий бизнес в стране, обязаны согласовывать создание совместных предприятий в других странах.
 
Во-вторых, ни у кого из участников проекта «Северный поток-2» нет как такового бизнеса на Украине и какой-то собственности. Shell сдали лицензию на разработку сланцевых проектов. Нет оснований получать разрешение, даже если бы был такой закон.
 
Киев хочет показать, что Украина тоже европейская страна. Бытует несколько наивное представление о том, что в Европе все должны друг с другом все согласовывать. А так как Украина тоже Европа, то с ней тоже надо все согласовывать. В Киеве не хотят принять то, что все зависит от законодательства страны и многих других факторов. Все эти особенности украинские власти просто не хотят брать в расчет.
 
Нет никаких перспектив внедрения Украины в проект «Северный поток-2». Если бы и была такая обязанность согласования с Украиной, то страны все равно уже отказались от создания совместного предприятия (СП). Решили, что это будет некая другая форма. Стороны не обязаны были подавать заявку, как в Польше, и сразу могли выбирать другую форму сотрудничества.
 
Если бы все эти причины были, то все понимают, что Антимонопольный комитет Украины уж точно бы отказал. Если насчет польского регулятора были сомнения, то украинский антимонопольный регулятор однозначно бы отказал. Понятно, что «Северный поток-2» — это проект, который был призван обойти Украину и лишить ее статуса страны-транзитера«.

Украина хочет видеть себя европейской страной

«Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что заявление Украины связано исключительно с желанием показать себя европейской страной, с которой тоже надо сотрудничать. Это то же самое, что Украина присоединяется к различным европейским энергетическим нормам. Киев начинает сообщать об объемах газа в подземных хранилищах, предлагают разделить всю свою энергетику на 3 сегмента(производство/ добыча, транспортировка, сбыт), хотя Украина не входит в Евросоюз и Третий энергопакет на нее не распространяется. То есть, Киев добровольно пытается подстроиться под все европейские нормы, хотя Евросоюз это не принимает и не требует».
 
Напомним, что потенциальные участники проекта «Северный поток-2» для реализации проекта планировали создать совместное предприятие, в котором 50% акций принадлежало бы «Газпрому». Польский антимонопольный регулятор не рекомендовал создание СП, поэтому участники проекта работают над альтернативными подходами.
 
Автор: Яна Бондарева
 
Источник: Экономика сегодня, 19.08.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики