Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Операция «оптимизация»: как слились «Турецкий» и «Южный» потоки

Операция «оптимизация»: как слились «Турецкий» и «Южный» потоки

Руководство «Газпрома» приняло решение о расформировании департамента 337, который курировал в рамках российской компании проект газопровода «Южный поток».

Проект «Южный поток» и Россия

Интересно, что, несмотря на то, что де-факто этот проект был закрыт еще осенью 2014 года, когда на правительство Болгарии со стороны Евросоюза и США было оказано серьезное политическое давление, в последнее время разговоры о «Южном потоке» серьезно оживились.
 
Например, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов даже звонил президенту России Владимиру Путину по реанимации этого проекта, что де-факто даже «благословил» председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, поскольку «Южный поток» мог бы оказать позитивное воздействие на находящуюся в серьезном кризисе болгарскую экономику.
 
Другой вопрос, что речь в данном вопросе идет не только о бизнесе, но и о политике – ведь выгодность этого проекта очевидна всем, но его реализация связана с серьезными рисками, учитывая текущий уровень отношений между Россией и Европейским союзом.
 
Именно поэтому президент России Владимир Путин заявил, что наша страна вернется к этому проекту только после того, как получит от Евросоюза железобетонные юридические гарантии на его реализацию.

Изменение политики «Газпрома» – логично

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что этот департамент закрыт в «Газпроме», потому что он занимался не строительством «Южного потока», а в первую очередь тем международным взаимодействием, которое шло в рамках этого проекта.
 
«Этот департамент занимался в основном не строительством этого газопровода по территории России, а также по дну Черного моря, а согласованием и выстраиванием конкретных маршрутов этого проекта уже в самом Евросоюзе», - заключает Юшков.
 
По словам Юшкова, сейчас во всех делах наступило одно очень важное изменение – ведь если «Южный поток» и возобновится, то речь там будет идти о том, что Россия будет прокладывать трубу только до границ Евросоюза, а не так, как планировалось раньше.
 
«Такой же принцип сейчас заложен и в проекте «Турецкого потока», поэтому строительство трубы только до границ Евросоюза является не более чем элементом новой стратегии «Газпрома». Таким образом, наша компания пытается использовать нормы, которые заложены в так называемом третьем энергетическом пакете Евросоюза. Ведь там есть не только ограничения, которые не дают России возможность строить свои газопроводы, поскольку 50 процентов их мощности должно быть предоставлено альтернативным поставщикам, но и там есть одно очень важное положение. Дело в том, что что если какая-то компания делает заявку в Еврокомиссию, что готова выдвинуть определенные мощности к границам Евросоюза, то в эту точку она обязана построить и газопровод. Собственно, «Газпром» сейчас пытается использовать это положение, когда говорит, что готов определенное количество кубов поставить в ту же Болгарию, а еще какой-то объем газа затем выйдет с территории Турции в Грецию. На сегодня это и есть два альтернативных варианта поставок российского газа для Евросоюза», - констатирует Юшков.

Особенности третьего энергопакета

По словам Юшкова, здесь интересно также то, что в Третьем энергопакете не записано, а кто будет финансировать строительство необходимых мощностей, которые потребуются в рамках «Южного» и «Турецкого» потоков, уже непосредственно в Европе.
 
«На самом деле, это очень большая проблема, но, в любом случае, она уже не касается непосредственно «Газпрома», поэтому профильный департамент «Южного потока» российской компании больше не нужен. Соответственно, все те силы, которые будут дальше заниматься продвижением «Турецкого» и «Южного потоков», будут иметь вид единой структуры. Таким образом, у «Газпрома» будет одно подразделение, в чьи задачи войдет все южное направление. При этом, здесь не важно, как этот проект в итоге будет реализован – в виде «Южного», «Турецкого» или какого-то другого потока», - констатирует Юшков.
 
Юшков отмечает, что в «Газпроме» теперь есть целый аналитический отдел, который только тем и занимается, что «высчитывает», какой из этих вариантов – выгодней и имеет большие шансы к реализации.
 
«Либо эти 30 млрд кубов пойдут непосредственно в Турцию, а через нее за вычетом турецких объемов – дальше в Европу, либо они в Черном море будут разделяться на, условно говоря, турецкое и европейское направление. Здесь вопрос открытый и именно этот аспект требуется для дальнейшего согласования"» - заключает Юшков.
 
А так-то, как утверждает Юшков, два разных департамента здесь держать нет смысла, поскольку проекты «Турецкого» и «Южного потоков» носят взаимоисключающий характер.
 
«Все это подтвердил еще президент России Путин во время своего визита в Анкару больше года назад», - резюмирует Юшков.
 
Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 22.08.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики