Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эх, налоги! — Как «Газпром» и нефтяники помогут пенсионерам

Эх, налоги! — Как «Газпром» и нефтяники помогут пенсионерам

Министерство финансов разработало дополнительный пакет налоговых изъятий в 2017 году, согласно которому планируется увеличить доходы государственного бюджета еще на 320 млрд рублей.
 
Для того, чтобы выполнить такую задачу по наполнению бюджета на 2017 год планируется продлить единоразовое повышение налогов на нефтяные компании, которое должно было действовать только в этом году, что даст государству дополнительно 200 млрд рублей.
 
Кроме того, Минфин хочет собрать с «Газпрома» еще 170 млрд рублей, хотя введение налога на добавленный доход лишит бюджет в контексте налоговых отчислений российского газового монополиста 50 млрд рублей, что в итоге сократит сумму дополнительных выплат до 120 млрд рублей.

Последствия непредсказуемы

Доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что сложно говорить, как все это скажется на российских компаниях.
 
«Дело в том, что если посмотреть на рейтинги «Газпрома» в списке крупнейших компаний и размер его капитализации, то видно, что он очень сильно просел за последние годы. Так что, тот факт, что Минфин смог выискать в его закромах такие значительные суммы, говорит об эффективности управления этой компанией», - заключает Грибов.
 
Так же, как считает Грибов, немаловажным в этом плане является вопрос, на что могли быть потрачены эти средства.
 
«Турецкий поток» все еще обсуждается, «Южный поток» вроде как закрыт, хотя периодически сейчас снова всплывает в новостях, но они до сих пор имеют вид рамочных договоров, а, значит, неизвестно, когда начнется их практическая реализация. Так что, скорее всего, из-за этого решения будут скорректированы планы по газификации России, но это на сегодня не главная задача нашей газовой отрасли, поэтому, вполне возможно, что эти деньги действительно можно изъять. Так что, все, в конечном счете, решит диалог Минфина с «Газпромом», а также доводы российской компании насчет того, куда она собиралась потратить эти деньги», - констатирует Грибов.

Повышение налогов – это временная мера

По мнению Грибова, очевидно, что бюджету сейчас не хватает денег, поэтому его чем-то нужно пополнять, но, вместе с тем, есть вопрос, насколько целесообразно поднимать для этого налоги.
 
«Ведь любое поднятие налогов – это изъятие средств из будущих инвестиций, т.е. спасаем бюджет сейчас, но решаем эту проблему потом, и тогда также возникнет вопрос, где взять эти деньги. Так что, так или иначе, это временная мера», - резюмирует Грибов.
 
Грибов считает, что для того, чтобы окончательно стабилизировать российский бюджет нужно провести масштабные реформы российской экономики, которые в первую очередь закроют вопрос влияния цен на энергоносители на заполняемость российского бюджета.
 
Это вопрос так называемых структурных реформ, про которые рассуждать в России стало настоящим трендом в этом году.
 
«Про структурные реформы говорят очень и очень долго, но в каком виде и когда они будут реализованы – пока непонятно. Это, на самом деле, очень большой вопрос, тем более, все эти меры говорят о том, что в 2017 году их, скорее всего, не будет», - заключает Грибов.

Увеличение НДПИ в этом году носило разовый характер

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что изначально правительство обещало, что мера по разовому увеличению НДПИ на 2016 год не будет носить постоянного характера и ограничится только этим годом.
 
«Это привело к тому, что «Газпром» заплатит в этом году в бюджет на 100-120 млрд рублей налогов больше. К тому же, в 2016 году «Газпрому» будет выплатить эти деньги намного легче, чем в 2017. Дело в том, что в этом году эта компания действительно имеет возможность позволить себе такие выплаты, поскольку в 2015 году цены на газ падали не так быстро, как нефтяные котировки, что вместе с эффектом девальвации привело к тому, что у «Газпрома» возникла дополнительная прибыль. При этом, в 2016-18 годах такой ситуации не будет, поскольку газовые цены «догнали» нефтяные, поэтому такие налоговые изъятия в бюджет, наверняка, приведут к сокращению инвестиционных возможностей этой российской компании», - констатирует Гривач.

Изъятие средств у «Газпрома» поставит вопрос о финансировании «Турецкого потока»

Это особенно важно в том контексте, что мы, вроде как, собираемся начать реализацию «Турецкого потока», на что могут потребоваться очень большие деньги уже в следующем году.
 
Так что, такое изъятие может привести к тому, что «Газпром» останется без дополнительных средств и вопрос финансирования «Турецкого потока» придется решать на правительственном уровне.
 
«Поэтому данное решение может сказаться не только на наших газовых проектах, но и вообще на инвестициях «Газпрома», причем не только в газовую отрасль, но и в другие сферы экономики. Не секрет, что «Газпром» помогает им развиваться путем передачи каких-то своих контрактов или прямой финансовой помощи», - резюмирует Гривач.
 
Гривач считает, что здесь нужно, безусловно, найти баланс между интересами бюджета и нефтегазовой отрасли, поскольку уменьшение объема внутренних инвестиций может на ней очень серьезно сказаться, а это на сегодня драйвер российской экономики.
 
Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 25.08.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики