Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Теперь в рублях. Россия и Белоруссия пришли к «компромиссной схеме» по газу

Теперь в рублях. Россия и Белоруссия пришли к «компромиссной схеме» по газу

Стороны договорились о цене на газ. Как сообщают СМИ, в следующем году голубое топливо подешевеет для Минска на 30%, а к 2025 году белорусская и российская цены должны сравняться

Россия начнет по-новому рассчитываться с Белоруссией за газ. Как пишет «Коммерсантъ», после очередного газового конфликта страны перейдут на новую схему ценообразования: вместо долларовой формулы будет применяться полностью рублевая на основе средней цены на газ в России с повышающим коэффициентом.

Так, в будущем году газ для Минска подешевеет примерно на 30% до 6 тысяч рублей за тысячу кубометров. Затем стоимость газа в РФ и Белоруссии продолжит сближаться и сравняется к 2025 году, когда должен заработать единый рынок электроэнергии двух стран. Как утверждает белорусская сторона — переговоры все еще продолжаются. Удастся ли Москве извлечь выгоду? 

Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании Rusenergy: «Судя по всему, авторы такой схемы исходят из незыблемости курса рубля, а здесь могут получиться всяческие накладки, как я ожидаю. Курс рубля — все-таки вещь неустойчивая, и думаю, что даже к концу этого года он сильно упадет по сравнению с мировыми валютами, и переходить к рублю в формуле ценообразования газа не совсем мудро. Я думаю, что все-таки здесь можно проследить попытку умиротворить Белоруссию, которая получает газ по цене несколько выше, чем российские потребители в прилегающих областях. Наверное, тут была достигнута какая-то договоренность приравнять эту цену в Белоруссии к цене в сопредельных российских регионах, но надолго эта схема вряд ли останется».

Заместитель генерального директора по газовым вопросам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что утверждение нового коэффициента расчета будет логичным и справедливым решением.

«Любое соглашение — это продукт непротивления сторон. На мой взгляд, это компромиссная схема, потому что, как вы знаете, Белоруссия просила уже сейчас поставлять газ по цене Смоленской области плюс какая-то смешная премия. Российская сторона настаивала на том, что контракт у нас подписан до 2030 года, там все предельно четко и ясно написано. В тот момент, когда разрыв между ценами на внешних рынках и ценой газа для Белоруссии был очень существенным — превышали в полтора-два раза, белорусы почему-то не предлагали изменить систему ценообразования, их это устраивало, не предлагали доплатить чуть больше, чем они платят на самом деле. В данном случае это логично, этот коэффициент приведет цены на газ для Белоруссии примерно к тому уровню, который формируется — цена газа в Европе минус экспортная пошлина».

Разногласия сторон по газу вновь возникли в начале этого года. Белоруссия уверена в том, что переплачивает. Премьер страны Андрей Кобяков заявил, что стоимость тысячи кубометров энергоносителя должна составлять 80 долларов, а не 132. По данным Минэнерго России, долг Белоруссии за поставки российского газа уже достиг 270 млн долларов.

Источник: BFM.RU, 26.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики